Конфликты: почему вы боретесь и как найти путь к исцелению
Осмыслите, отчего повторяющиеся ссоры скрывают незажившие травмы, и почувствуйте, как они на самом деле стремятся к внутреннему примирению
Конфликты — неизбежная часть любых отношений, даже самых гармоничных. Всем знакома эта динамика: лёгкий намёк на критику, забытый тюбик зубной пасты или любое другое мелкое разногласие, способное мгновенно перерасти в бурные выяснения отношений. Обвинения, оборонительная позиция, эмоциональные всплески и даже неэффективные попытки применить советы по разрешению конфликтов — всё это может закрутить водоворот обид и гнева.
Часто мы знаем, как наладить отношения, но обычно это длится лишь до следующего раза. Наши попытки примирения становятся не более чем временными перемириями или неохотными уступками, напоминая эмоциональный обмен пленными на границе. Такие «решения» не устраняют первопричину, а лишь откладывают проблему.
Со временем приходит понимание глубинных причин, почему мы вступаем в борьбу и что стоит за импульсом нападать или защищаться, будь то в отношениях между людьми или между государствами. Как убедительно доказывает Эндрю Бард Шмуклер в своей книге «Из слабости: исцеление ран, которые влекут нас к войне», именно чувство уязвимости часто заставляет нас выхватывать «оружие», стремясь показать свою силу и власть.
Когда кто-то критикует вас, оспаривает вашу позицию, угрожает или даже просто выражает несогласие, ваш мозг может моментально перейти в режим «бей или беги». Вы можете даже не осознавать этого, но стрессовые гормоны уже берут верх. Возникает острое ощущение уязвимости, потери равновесия и отчаянное желание избежать ощущения несовершенства или демонстрации слабости. В этот момент вы пытаетесь восстановить баланс, вернуть своё преимущество, утерянные позиции и чувство контроля. Именно из этой внутренней слабости зарождается готовность к «войне».
Если собеседник случайно задевает одну из ваших «эмоциональных кнопок», что неизбежно вызывает сильную эмоциональную реакцию, появляется риск чрезмерной реакции. Вы можете ответить непропорционально сильнее, чем того требует ситуация, и, вероятно, не тому человеку. Это означает, что истинный источник этих глубинных обид и гнева, скорее всего, не связан с текущей ситуацией или человеком, указывающим на зубную пасту. Это призрак, воспоминание о каком-то предательстве из вашего прошлого, травма из детства или глубокое чувство несправедливости, которое вы всё ещё испытываете по отношению к обстоятельствам, находившимся вне вашего контроля.
Причина, по которой вы снова и снова втягиваетесь в одни и те же конфликты, кроется в том, что вы реагируете на «заместителя» — человека, который просто напоминает вам об истинном виновнике. Он напоминает об изначальной уязвимости или ситуации, которая впервые вызвала у вас сильное эмоциональное потрясение. Вы не обращаетесь к первоисточнику проблемы, который, как ни досадно, находится в вас, а не в другом человеке.
Возможно, вы даже получаете неосознанное «удовольствие» от борьбы, несмотря на все заявления о желании прекратить конфликты. Прилив адреналина может дарить ощущение силы, страсти и живости, противостоя чувству слабости и беспомощности. Автор Кэролайн Эллиотт называет это «экзистенциальным изгибом» — неосознанным удовольствием, которое вы получаете от застрявших, болезненных и саморазрушительных паттернов поведения.
Ключ к освобождению от этой компульсивной тяги к борьбе, по её мнению, заключается в осознании этих скрытых выгод. Необходимо осознать свои внутренние страхи и уязвимости, которые заставляют вас искать эти «выгоды», и честно признаться себе, когда и почему вы чувствуете угрозу. Признать — значит принять это в себя, позволить этому войти в ваше сознание.
Динамика, работающая на микроуровне человеческих отношений, проявляется и на макроуровне. Как в личных, так и в политических сферах, угроза нашим убеждениям, чести или идентичности часто становится искрой для многих конфликтов. И в обеих областях действует психологическая закономерность: за буллингом, нарциссизмом и высокомерием скрывается чувство собственной неполноценности. Именно оно толкает нас на компенсацию или гиперкомпенсацию через демонстрацию силы и агрессии, заставляя нас продолжать борьбу.
Наше стремление к доминированию и контролю, а по сути, наше отношение к власти в целом, также является результатом одной из глубинных уязвимостей (а порой и травм) в ранней истории человечества. Это буквальный доисторический ужас быть жертвой животных, которые изначально были значительно сильнее и искуснее нас. И память об этом опыте, унаследованная от эволюции приматов, всё ещё жива в нас. Прежде чем человек стал «охотником», он был «добычей». Прежде чем мы получили господство над животными, они доминировали над нами. Борьба за контроль глубоко укоренена в человеческом опыте с тех пор, как мы появились на этой планете.
Это помогает объяснить, почему два самых распространённых в человеческой культуре образа войны — воин и крепость, оба заключённые в защитные оболочки (доспехи и стены) — отражают наше глубокое понимание собственной уязвимости в мире, полном опасностей. Несмотря на демонстрацию силы и бесстрашия, в глубине души мы остаёмся уязвимыми, и мы это знаем. Это справедливо как для любви, так и для войны.
Мы можем совершать грандиозные жесты силы и доблести, устрашающие демонстрации непобедимости и безупречной аргументации. Однако в глубине души мы осознаём, что причина нашей постоянной готовности к обороне — это чувство бессилия или беспомощности перед лицом сил, которые нам неподвластны. Это природа, старение, мировые события, необъятность космоса, а также наши партнёры с их упрямо противоречивыми планами. Всё это подпитывает невыносимое интуитивное понимание нашей истинной уязвимости в этом мире.
Всё вышесказанное ни в коем случае не означает, что борьба никогда не была необходимостью в человеческих делах. Или что демонстрация силы не приносила безопасность и защиту от угрозы стать жертвой. Разумеется, приносила. Однако воинственный дух, когда ему позволено бесконтрольно разрастаться, в конечном итоге угрожает взаимным разрушением.
Важно также осознать, что за нашей борьбой скрывается удивительный и недооценённый импульс: жажда исцеления. Мы не ввязываемся в одни и те же старые ссоры просто потому, что упрямы или любим защищаться. Мы бессознательно пытаемся исцелить что-то внутри себя.
Природа раны такова, что она стремится к исцелению, и это относится как к эмоциональным, так и к физическим повреждениям. Природа психики постоянно предоставляет нам возможности исцелить эти раны и примириться с ними, найти мир и двигаться дальше. Это не шансы постоянно терпеть неудачу — хотя часто именно так это ощущается и происходит. Это возможности, наконец, добиться успеха. В конечном итоге, они служат нашему благу. Задача души — исцеление, а не наказание.
Это относится не только к борьбе, но и к любым урокам, которые вам приходится усваивать снова и снова, к ошибкам, которые вы постоянно совершаете. К проблемам, к которым вы снова и снова возвращаетесь, к снам, которые продолжают повторяться, или к тому, что вы постоянно пытаетесь доказать миру.
«Мы пытаемся понять сообщение, понять его правильно,— говорит Энн Белфорд Уланов в своей книге „Неудержимое сердце“. — Мы пытаемся рассказать историю о том, где мы застряли, пытаясь переиграть первоначальную травму, чтобы найти выход».
На самом деле, если бы мы могли посмотреть на чьё-либо агрессивное поведение и спросить: «Чего боится этот человек, что он пытается защитить, что пытается исцелить?», это изменило бы многое. «Если бы мы могли прочесть тайную историю наших врагов,— сказал когда-то Лонгфелло,— мы бы обнаружили в жизни каждого из них достаточно горя и страданий, чтобы обезоружить всякую враждебность».
Развитие осознанности и навыков саморефлексии — это первые шаги на пути к более гармоничным отношениям с собой и окружающими. Если вы чувствуете, что сталкиваетесь с глубокими, повторяющимися конфликтами или болезненными паттернами, которые мешают вашей жизни, не стесняйтесь обратиться за поддержкой к квалифицированному психологу или психотерапевту. Специалист поможет вам исследовать скрытые причины ваших реакций и найти здоровые пути к исцелению.
