Успеваемость ребёнка: 6 шагов, чтобы помочь в учебе

Грамотное родительское отношение и помощь экспертов развивают у школьника концентрацию внимания, организационные навыки, укрепляя веру в себя для достижения результатов

Вдумчивый диалог родителей: осмысление школьных трудностей, поиск совместных решений.
Вдумчивый диалог родителей: осмысление школьных трудностей, поиск совместных решений.

Уолтер был в растерянности. Утро он провёл на родительских собраниях своего сына Джейка, который учился в шестом классе. Он не мог понять, почему успеваемость мальчика по математике, русскому языку и обществознанию была ниже среднего. Учителя, казалось, оправдывали сына, объясняя его трудности невнимательностью и неорганизованностью. Для Уолтера это звучало как приговор: Джейк — неудачник, просто ленивый и отвлекающийся на детские интересы.

В то же время он невольно вспоминал слова отца о собственной плохой успеваемости в школе. Уолтер всегда обещал себе, что не будет обвинять и унижать сына, как когда-то его самого. Однако сейчас в его голове роились те же самые обвинительные мысли и чувства. Уолтер чувствовал себя сбитым с толку и даже злым. Он понимал: подобное отношение точно не поможет Джейку.

Размышляя о том, что сказать сыну, Уолтер был благодарен возможности обсудить ситуацию с женой Марсией. Марсия, в отличие от него, была отличницей в школе и смотрела на проблемы иначе. Слушая учителей вместе с Уолтером, она иначе восприняла их объяснения. Она увидела, что у Джейка есть реальные трудности с организацией и концентрацией внимания, которые мешают ему, несмотря на все его усилия. Джейк напомнил ей младшего брата, у которого в школе были похожие трудности. Она вспоминала, как родители поддерживали Сэма, и насколько их забота помогла ему стать более успешным учеником.

Что же можно было сделать для Джейка? Почему их с Уолтером восприятие информации настолько разнилось, и, что самое важное, что они могли предпринять вместе, чтобы помочь сыну?

Наш клинический опыт работы с семьями, подобными семье Джейка, показывает, что проблема зачастую кроется не только в трудностях обучения у ребёнка. Эти сложности поддаются решению при грамотном образовательном планировании. Например, начав с нейропсихологической оценки (комплексное исследование, которое помогает понять, как работает мозг ребёнка при обучении) стиля обучения Джейка, можно выявить факторы, влияющие на его успеваемость, а затем разработать и внедрить планы коррекции силами школьной команды.

Однако глубинная проблема, способствующая или препятствующая успеху образовательных мероприятий, зачастую кроется в самих родителях Джейка. Их отношение и поведение напрямую влияют на качество поддержки, которую они могут предложить сыну. Только осознав, какие личные мысли и чувства пробуждают трудности Джейка, родители смогут идентифицировать, проработать и управлять своими реакциями наиболее продуктивным для ребёнка образом. Уолтер осознавал свою злость, но ему потребовалось время, чтобы понять истинную причину и истоки этих чувств, чтобы затем управлять ими на благо Джейка.

1. Откровенно поговорите друг с другом Как это сделали Уолтер и Марсия, крайне важно, чтобы родители открыто общались друг с другом, делясь чувствами и точками зрения на успеваемость ребёнка в школе. Определите, в чём вы согласны, а в чём нет. Вместе постарайтесь выявить непродуктивные идеи и установки, которые могут влиять на ваше восприятие. Проговорите любые страхи и тревоги, которые могут возникать по поводу вашего ребёнка. Вспомните свой собственный школьный опыт или опыт близких людей — братьев, сестёр, племянников. Как родительские реакции поддерживали или, наоборот, подрывали вашу уверенность или уверенность ваших близких?

2. Составьте план действий Разработайте план с помощью специалистов, которым вы доверяете, — план, который, по вашим ощущениям, вы сможете реализовать совместно с ребёнком. Поговорите с учителем вашего ребёнка или школьной командой (психологом, дефектологом, логопедом). Запросите их профессиональный совет и внимательно следуйте рекомендациям. Если рекомендована нейропсихологическая оценка, что нередко бывает, пройдите её как можно скорее. Задайте все интересующие вопросы о том, что включает такая оценка. Крайне важно, чтобы вы могли ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть у вашего ребёнка. Обязательно дайте учителям понять, что цените их наблюдения и помощь.

3. Продумайте подход к ребёнку Подумайте, как лучше всего обсудить ситуацию с ребёнком. Низкие оценки, как правило, указывают на трудности в обучении, требующие внимания. Прежде чем сесть с ребёнком, убедитесь, что вы уладили любые разногласия между собой как родителями. Демонстрация ваших разногласий ребёнку может быть запутанной и пугающей; единый фронт — наилучшее решение.

4. Обсудите план с ребёнком Критически важно, чтобы ваш ребёнок осознал: любой план или оценка призваны помочь ему стать более успешным в школе и ни в коем случае не являются наказанием за прошлые результаты. Постарайтесь говорить тёплым и поддерживающим тоном. Начните с обсуждения вашей встречи с учителями, текущих оценок ребёнка и рекомендаций, предложенных педагогами для помощи.

Объясните, что именно будет включать этот план, и подчеркните его ценность. Будьте ясны: вы сообщаете новости, которые потребуют от ребёнка больше работы и усилий, но вы ожидаете, что это поможет ему достичь успеха. Отвечайте на любые вопросы ребёнка чётко и просто. Внимательно выслушайте, как он описывает свой опыт в классе и делится своими переживаниями. Будьте точны и не будьте резки.

Проявите чуткость к любым негативным чувствам к себе, которые это может вызвать у ребёнка, и будьте готовы предложить утешение, ободрение и поддержку. Дайте ему понять, что вы верите в успех плана и уверены: работая более тесно вместе как команда — учителя, ученик и родители — вы все увидите, что ситуация станет проще и лучше. Будьте реалистичны. Это не мгновенное изменение, а начало процесса, который со временем принесёт хорошие результаты при совместной работе всех участников.

5. Поддерживайте ребёнка Возвращайтесь к этому разговору регулярно, в форме «ободряющих бесед». Делитесь результатами нейропсихологических оценок таким образом, чтобы ваш ребёнок мог их понять. По мере принятия и реализации рекомендаций проявляйте максимальную поддержку и воодушевление. Проявляйте заботу и поддержку в отношении новых задач, которые теперь стоят перед вашим ребёнком. Обязательно отмечайте успехи на этом пути, даже самые незначительные, и всегда выражайте ребёнку признательность за его усердный труд. Будьте последовательны и настойчивы в своей поддержке и ожидайте небольших трудностей на пути, пока ваш ребёнок будет осваивать новые требования педагогов. Будьте готовы к тому, что ребёнку потребуется время для внедрения новых рекомендаций, и будут моменты, когда он не будет поступать так, как ему советуют. Это тоже изменится, но не без мягкого, но твёрдого перенаправления и глубокого понимания.

6. Поддерживайте связь с учителями Поддерживайте тесный контакт с педагогами вашего ребёнка, чтобы убедиться, что все ясно понимают ожидания, которые теперь предъявляются к ученику. Педагоги могут информировать вас о прогрессе вашего ребёнка, и вы можете регулярно запрашивать такую информацию. Делитесь своими наблюдениями о поведении ребёнка дома и спрашивайте, как это соотносится с тем, что они наблюдают в классе. Будьте гибки, если будут предложены дополнительные рекомендации или изменения по мере вашего совместного продвижения.

По нашему опыту, многие дети сталкиваются с трудностями в обучении, независимо от их способностей и прилагаемых усилий. Наша задача как родителей — проложить им путь всеми возможными способами. Крайне важно, чтобы наш собственный школьный опыт или личные переживания не мешали нам поддерживать наших детей в становлении лучшими учениками, какими они только могут быть. Когда Уолтер, Марсия, Джейк и его педагогическая команда следовали плану, адаптированному под потребности Джейка в обучении, успех был медленным, но устойчивым и ощутимым. Джейк обрёл новую уверенность в себе, а Уолтер научился отделять свою собственную историю вины и унижения от той истории, которую Джейк писал для себя — истории упорной, но поддерживаемой работы, ведущей к гордости за заслуженное достижение.


Важное примечание: Информация в этой статье носит общий характер и не является заменой индивидуальной консультации со специалистом. Если вы сталкиваетесь с серьёзными трудностями в обучении или эмоциональными переживаниями у ребёнка, рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному психологу, психотерапевту или психиатру.

Metanaut.ru

, , ,