Развитие речи: почему ИИ-игрушки не заменят родителей
Как живое общение с близкими, наполненное контекстом, формирует уникальные языковые навыки и мышление детей
С приближением праздников производители игрушек активно продвигают свои новинки: мягкие игрушки со встроенными чат-ботами и мини-роботов. Эти интерактивные игрушки способны вести ограниченный диалог с детьми и отвечать им практически мгновенно. Достаточно ли таких взаимодействий для «персонализированного образования», которое обещают некоторые компании? Помогут ли или навредят языковому развитию детей подобные гаджеты, например, игрушка Curio’s Grem?
Чтобы освоить устную речь, дети должны её слышать. Чем больше речи обращено к ребёнку, тем обширнее будет его будущий словарный запас. Однако слова усваиваются не просто потому, что были произнесены вне контекста, в отличие от того, как это могут делать современные игрушки с искусственным интеллектом. Напротив, слова оживают и запоминаются благодаря заботливым взрослым, которые наполняют их смыслом. Представьте себе слово «самолёт». Когда ребёнок указывает на небо, родитель может сказать: «Это самолёт! Видишь крылья?» — и затем добавить, что скоро этот самолёт повезёт их в гости к бабушке. В настоящее время такие игрушки не способны на это. Многочисленные исследования позволяют предположить, что общение с чат-ботами вряд ли улучшит языковые навыки маленьких детей. Более того, если подобные игрушки вытеснят разговоры с родителями и опекунами, как это уже происходит с другими видами цифровых медиа, они могут помешать развитию речи у детей.
Когда взрослый описывает то, что интересует ребёнка — будь то определённая игрушка или семейный питомец, — ребёнок учится называть эти предметы. Чат-боту гораздо сложнее обучать детей их окружению, поскольку он не способен видеть и описывать игрушку, которую держит ребёнок. Даже если бы он мог видеть, у него нет предварительных знаний о том, какие игрушки есть у малыша. Чат-боты не смогут обеспечить то качественное общение, которое необходимо для развития языка. Языковые навыки растут не от простого слышания множества слов, а от слов, вплетённых в разговоры, которые захватывают внимание ребёнка.
Если ребёнок на прогулке с опекуном, указывая пальцем, скажет: «Собачка!», взрослый может ответить: «Да, он похож на собаку бабушки! Кажется, вы любите животных!» Это относительно простое расширение информации даёт ребёнку массу ценных знаний. Во-первых, оно связывает новую собаку с той, которую ребёнок уже знает, показывая, что слово «собака» применимо ко многим похожим объектам. Во-вторых, использование слова «животное» создаёт возможность для ребёнка узнать о более высокой категории. Слово «животное» подразумевает, что «собаки» являются частью большой категории, включающей другие существа.
Наконец, дети также ищут дополнительную информацию о звуках своего языка. Повторение взрослым слова «собака» не только закрепляет его название, но и даёт ребёнку больше сведений о звучании слова (его фонологии). К тому же, слово «собака», произнесённое с разной интонацией или акцентом, не меняет своего значения — это важный урок. Если ребёнок произносит слово неправильно, например, «тога» вместо «собака», взрослый, скорее всего, подчеркнёт правильное произношение: «Да, это Собака!» Доступные на рынке игрушки с чат-ботами, такие как Grem, пока не могут надёжно выполнять эту функцию.
В будущем игрушки с искусственным интеллектом, возможно, смогут «видеть» то, что видит ребёнок, и даже предлагать новую информацию об интересующем его предмете — точно так же, как это делают сегодня взрослые. Несмотря на это, маловероятно, что какое-либо нынешнее или ближайшее поколение чат-ботов сможет сравниться по информативности с разговорами заботливого опекуна, который имеет эмоциональную связь с ребёнком и знает его историю. В исследовании 2021 года детям предлагали выучить новые слова в трёх условиях, причём во всех случаях использовался один и тот же сценарий. Одна группа обучалась с живым взрослым, другая — по видеосвязи с тем же взрослым, а третья — с «виртуальным агентом», запрограммированным реагировать на ребёнка так же, как реальный собеседник. Только группа, которая взаимодействовала с реальным человеком вживую, эффективно освоила новые слова.
Хотя исследований взаимодействия детей с этими новыми чат-ботами с искусственным интеллектом практически нет, имеющиеся данные показывают, что именно разговоры между опекунами и маленькими детьми уникальным образом способствуют развитию речи. Высококачественное взаимодействие требует «смотреть в глаза ребёнку и видеть, что его интересует», чего эти игрушки, к сожалению, просто не могут сделать. Когда мы «передаём на аутсорсинг» задачу разговора с детьми — будь то приложению, телевизору или чат-боту, — мы упускаем возможности для богатых и полезных бесед, которые побуждают детей говорить. А когда эти игрушки позиционируются как «образовательные», они начинают вытеснять те виды опыта, которые действительно могут помочь ребёнку: живое, социальное взаимодействие с опекунами.
Качественная речь расширяет знания малышей, учитывает их точку зрения и прошлый опыт, а также отзывчива на детские вопросы, что всё вместе стимулирует их собственную речь. Возможно, будущие версии этих чат-ботов будут более полезными, но в нынешнем виде им может быть даже сложно понять, что говорят двухлетние дети. Некоторые исследования показывают, что социальные роботы могут помочь дошкольникам осваивать лексику, а диалоговые агенты, которые просят детей постарше отвечать на образовательные телевизионные программы, могут способствовать обучению. Однако нам нужно больше исследований, чтобы узнать, какое влияние эти роботы оказывают на языковое развитие младенцев и малышей. Пока этого не произойдёт, мы призываем делать ставку на людей в жизни малышей, которые ведут беседы, развивающие детский язык. Учитывая все риски, которые обсуждали другие исследователи, включая проблемы привязанности и конфиденциальности данных, отсутствие доказательств какой-либо образовательной пользы этих игрушек с чат-ботами является ещё одной причиной, по которой мы не можем этически их одобрять. Как утверждают Рош и его коллеги: «Наши дети не должны быть подопытными кроликами для компаний — производителей игрушек».
