Гаджеты зло? Правда о соцсетях и детях
Развенчиваем мифы: что на самом деле влияет на детское счастье и как гаджеты соотносятся с друзьями, семьей и школой
«Все пропало! Дети зависимы от гаджетов! Соцсети разрушают психику!» — кажется, об этом кричат на каждом углу. Но так ли все плохо на самом деле? Нам постоянно твердят, что социальные сети — корень всех подростковых бед, от тревожности до депрессии. Однако при более пристальном взгляде на исследования, лежащие в основе этих утверждений, выясняется, что картина гораздо сложнее. Давайте разберемся, что говорят цифры, и стоит ли верить каждой страшилке про «зловредные» гаджеты.
Многие исследования, «доказывающие» вред соцсетей, страдают от методологических ошибок. Например, в одном эксперименте студентов-психологов попросили сократить время, проведенное в Facebook и Instagram. Но ведь испытуемые знали, чего от них ждут! Они не раз слышали о вреде социальных сетей. Логично предположить, что они подсознательно отвечали так, чтобы подтвердить ожидания исследователей? Удивительно, но даже в таких условиях исследование не выявило существенных изменений. Лишь незначительные колебания в показателях одиночества и депрессии, и то только у тех, кто уже испытывал подобные проблемы.
Аналогичная ситуация с исследованием влияния отретушированных селфи на самооценку подростков. Девушкам показывали фотографии из Instagram, часть из которых была обработана в фоторедакторах. Неудивительно, что после просмотра отредактированных снимков у них снижалась удовлетворенность своим телом. Ведь каждая девушка знает, что «идеальные» картинки в Instagram — это часто иллюзия. Когда задача исследования сформулирована так явно, сложно ожидать объективных результатов.
Учитывая недостатки контролируемых экспериментов, ученые обратились к «естественным экспериментам», изучая влияние появления широкополосного интернета в разных регионах. Логика проста: если соцсети вредны, то с распространением быстрого интернета должно ухудшиться психическое здоровье населения. Однако и здесь результаты неоднозначны. Исследования в Испании выявили негативное влияние только на мужчин, а не на женщин, хотя авторы заявляли об обратном. Итальянское исследование проводилось в период, когда соцсети еще не были так распространены, и тем не менее обнаружило влияние на психику, что указывает на другие факторы.
Пожалуй, одним из самых показательных стало исследование доктора Эми Орбен из Кембриджского университета. Она обнаружила, что связь между использованием гаджетов и благополучием подростков примерно такая же, как связь между благополучием и поеданием картофеля. Да-да, обычной картошки! Обе корреляции статистически значимы в выборке более 60 000 человек, но объясняют менее 1% изменений в самочувствии подростков. Мы же не виним картофель в подростковой депрессии, правда?
Этот пример иллюстрирует проблему «больших данных». При достаточном количестве участников можно найти статистически значимые связи между чем угодно. Важно не просто установить факт корреляции, а понять, насколько она значима в реальной жизни.
Так что же говорят результаты исследований?
- Влияние соцсетей обычно незначительно. Даже исследования, выявляющие негативные эффекты, объясняют менее 1% того, как чувствуют себя подростки. Это все равно, что утверждать, будто подросток грустит из-за отсутствия завтрака, игнорируя проблемы в семье, финансовые трудности, школьный прессинг и недосып.
- Результаты исследований противоречивы. Одни и те же данные можно интерпретировать по-разному, и некоторые ученые выбирают «наиболее негативный» способ.
- Влияние на конкретного человека еще меньше. Исследования, отслеживающие изменения в благополучии конкретных людей в зависимости от их использования соцсетей, показывают еще более незначительные эффекты.
Если соцсети объясняют менее 1% благополучия подростков, то что объясняет остальные 99%? Исследования однозначно указывают на:
- Семейные отношения. В британском исследовании подростков, обратившихся в отделение неотложной помощи из-за самоповреждений, 64% назвали семейные отношения основной проблемой.
- Качественные социальные связи. Крепкая дружба особенно важна, когда подростки не получают поддержки от семьи.
- Экономическая безопасность. Детская смертность от самоубийств выше в регионах с большей концентрацией бедности.
- Здоровый сон и физическое здоровье. Проблемы со сном и физическим здоровьем могут быть как причиной, так и следствием проблем с психическим здоровьем.
- Академический прессинг. Многочисленные исследования подтверждают связь между академическим давлением и проблемами с психическим здоровьем.
- Школьная среда. Увеличение случаев угроз, нападений и буллинга в школах негативно сказывается на психическом здоровье учеников.
Возможно, вместо бесконечных споров о гаджетах стоит задуматься о другом? Например: достаточно ли безопасна атмосфера в вашей семье, чтобы подросток мог вам довериться? Какие у него отношения с друзьями? Не перегружен ли он учебой?
Речь не о том, чтобы игнорировать роль технологий, а о том, чтобы смотреть на вещи в перспективе. Слепо следуя выводам сомнительных исследований, мы рискуем упустить из виду реальные факторы, влияющие на благополучие наших детей. А еще мы рискуем навредить тем подросткам, которые получают от цифровых технологий огромную пользу, например, ЛГБТК+ молодежи, для которых социальные сети часто становятся спасательным кругом.
Данные говорят о сложном взаимодействии факторов, и время, проведенное за экраном, — лишь малая часть этой картины. Поэтому и наш ответ должен быть более взвешенным, чем просто отбирать телефоны. Помните: настоящее решение проблемы лежит в понимании и поддержке!