ПИТ: как помочь ребенку без истерик выполнять просьбы
Узнайте, как распознать патологическое избегание требований и создать дома атмосферу сотрудничества, помогая ребенку расти без стресса и истерик.
Представьте: вы просите ребенка почистить зубы, а в ответ получаете истерику вселенского масштаба. Каждая попытка настоять на своем оборачивается взрывом эмоций, криками и полным нежеланием сотрудничать. Знакомо? Окружающие твердят в один голос, что вы сами виноваты, слишком мягкие и все позволяете ребенку. Но стоит вам проявить твердость, как ситуация только ухудшается.
Если вы узнали себя в этом описании, знайте: вы не одиноки. Возможно, дело не в вашей «неправильной» тактике воспитания, а в особенностях поведения ребенка, которые укладываются в понятие «патологическое избегание требований» (ПИТ). Давайте разберемся, что это такое и как с этим жить.
ПИТ (в оригинале Pathological Demand Avoidance, PDA) — это модель поведения, чаще встречающаяся у детей с аутизмом. Суть в том, что обычные правила, просьбы и ожидания вызывают у ребенка сильную тревогу. Порой настолько сильную, что он реагирует агрессивно или впадает в панику, если родители настаивают. То, что выглядит как упрямство и непослушание, на самом деле — отчаянная попытка справиться с переполняющим чувством тревоги.
Представьте себя в незнакомом месте, где вам предстоит сделать что-то, вызывающее панический страх. Например, пройти по узкой доске над пропастью. Вас уговаривают: «Да это легко!», «Ничего страшного!», «Там такой вид!». Но вы не можете сдвинуться с места. Если на вас начнут давить, вы будете отбиваться не потому, что не доверяете уговаривающим, а потому, что охвачены ужасом. Примерно так чувствует себя ребенок с ПИТ, когда ему предъявляют обычную, на первый взгляд, просьбу.
Снижение тревоги важнее послушания
Традиционные методы воспитания, основанные на строгих правилах и наказаниях, часто неэффективны, а то и вовсе вредны для детей с ПИТ. Почему? Потому что они направлены на то, чтобы добиться послушания, а не на то, чтобы снизить тревогу, лежащую в основе проблемы. Специалисты, работающие с детьми с ПИТ, предлагают иной подход: в первую очередь снижать уровень тревоги, изменяя требования и ожидания. В крайних случаях это выражается в так называемом «воспитании с низкими требованиями».
Стратегии работы с избеганием требований
1. Предлагайте реальный выбор:
Дайте ребенку возможность выбирать, как, когда и где он будет что-то делать. Например: «Ты хочешь поесть с нами за столом или возьмешь свою тарелку в комнату?». Это дает ощущение контроля и снижает тревогу.
2. Идите на компромисс и ведите переговоры:
Будьте гибкими в отношении требований. Например: «Ты не хочешь есть то, что я приготовила? Может, я сделаю тебе макароны?». Важно показать, что вы готовы учитывать его мнение.
3. Отказывайтесь от требований:
Иногда лучше вообще отказаться от требования. Например: «Я вижу, что ты сейчас не голоден, это нормально. Я оставлю еду, и ты сможешь поесть, когда захочешь». Это помогает избежать конфликта и дать ребенку время успокоиться.
4. Используйте подход «Совместное и Проактивное Решение Проблем» (CPS) доктора Росса Грина:
Этот подход, разработанный не специально для ПИТ, но успешно применяемый многими специалистами, предполагает вовлечение ребенка в процесс решения проблемы. Начните с эмпатического выслушивания: «Я заметил, что тебе трудно есть за столом, что случилось?». Затем переходите к совместному поиску решений: «Давай вместе подумаем, как сделать так, чтобы тебе было легче есть?».
Важные нюансы
Важно понимать, что, хотя этот подход стал спасением для многих семей, он имеет свои ограничения. Идея о том, что у детей с ПИТ принципиально «другая» нервная система и «постоянное стремление к автономии», полезна, но основана скорее на личном опыте, чем на научных исследованиях. На данный момент научных работ, посвященных ПИТ, все еще недостаточно. Поэтому ПИТ следует рассматривать скорее как описание определенной модели поведения, а не как официально признанный диагноз.
Помните, что сложное поведение ребенка — это результат множества факторов: его особенностей, настроения, темперамента, семейной динамики, школьной среды. Чтобы понять причины избегания требований в конкретном случае, нужно рассматривать проблему комплексно.
Снижение требований — это только часть решения. Важно обучать ребенка навыкам, необходимым для справляться с жизненными трудностями. Развитие происходит, когда ребенок решает посильные задачи, достаточно сложные, чтобы он рос, но не настолько, чтобы он сдавался.
Что делать дальше?
Если вам близка тема избегания требований и вы ищете способы уменьшить конфликты, помогая ребенку развивать навыки, необходимые для повседневной жизни, вот несколько шагов:
- Заведите дневник, чтобы отслеживать, какие требования вызывают у ребенка истерики или избегание.
- Ищите способы снизить или изменить требования: сделайте их менее провоцирующими или временно откажитесь от них.
- Определите навыки, которые необходимо развить ребенку, чтобы успешнее справляться с этими требованиями, и разработайте план для постепенного обучения этим навыкам.
- Обратитесь за профессиональной поддержкой, если это необходимо. Особенно полезен может быть психолог, использующий подход «Совместное и Проактивное Решение Проблем».
- Ищите поддержку в сообществе и ресурсы. В вашем городе или онлайн могут быть группы поддержки родителей, столкнувшихся с похожими проблемами.
Если ваш ребенок борется с избеганием требований, знайте: вы не одиноки, вы не виноваты, и все может стать лучше. Как сказал детский психиатр Стэнли Гринспан: «Вы не причина, но вы можете быть решением».
С терпением, сочувствием и планом, сочетающим в себе снижение требований с обучением навыкам, вы поможете ребенку уверенно и без сопротивления справляться с жизненными задачами.