Телефон в школе: друг или враг? Взгляд психолога
Как помочь ребенку, а не навредить? Разбираем причины тяги к гаджетам и способы сделать школу интереснее телефона
Ваш ребенок постоянно уткнулся в телефон? Учителя жалуются, что он не слушает на уроках? Многие родители винят во всем гаджеты, требуя запретить их использование в школах. Но действительно ли это эффективно? И не кроется ли корень проблемы глубже, чем просто в привязанности к экрану? Давайте разбираться.
Сегодня более двадцати регионов России рассматривают или уже внедрили запрет на телефоны в школах. Логика понятна: если гаджеты отвлекают и вредят психическому здоровью подростков, то, убрав их, мы решим проблему. Но что, если мы боремся с симптомами, а не с причиной?
Многие любят вспоминать «золотой век» детства, когда дети целыми днями играли на улице без присмотра взрослых. Велосипеды, казаки-разбойники, шалаши — идиллия! Но давайте будем честны: это «золотое время» было доступно далеко не всем. В основном, это были мальчишки из благополучных семей. Девочкам чаще приходилось оставаться дома и помогать по хозяйству. Да и сейчас парни проводят на улице на 85% больше времени, чем девушки. А дети из бедных или неблагополучных семей часто вынуждены были рано начинать работать, лишаясь детства.
К тому же, даже в этом «золотом веке» отсутствие контроля имело свои минусы. Исследования показывают, что на переменах мальчики захватывают спортивные площадки, девочки и менее спортивные ребята оказываются в стороне, а еще процветают буллинг и другие социальные проблемы.
А теперь посмотрим на академическую успеваемость. Есть мнение, что падение результатов ЕГЭ и других тестов после 2012 года — прямое следствие распространения смартфонов. Однако, если внимательно изучить статистику, то окажется, что снижение едва заметно. Несколько баллов на фоне общей шкалы — не катастрофа. А международные данные и вовсе не подтверждают эту теорию. В странах с высоким уровнем использования смартфонов, таких как Сингапур и Норвегия, показатели в образовании остались на прежнем уровне или даже улучшились.
К тому же, не стоит забывать о других факторах, влияющих на успеваемость. Например, о реформах в образовании, которые проходили примерно в то же время, что и «смартфонная революция». Возможно, именно они, а не гаджеты, оказали влияние на результаты тестов.
Что же говорят исследования о запрете телефонов в школах? Результаты неоднозначны. Одно исследование в Дании показало увеличение физической активности во время запрета смартфонов, но правила соблюдали лишь 68% учеников, и сравнения с контрольной группой не проводилось. А исследование в Англии не выявило значительных различий в психическом здоровье, успеваемости или поведении учеников из школ с разными правилами использования телефонов. При этом, даже в «строгих» школах телефоны разрешали держать в сумках или шкафчиках, а общее время использования гаджетов вне школы не изменилось.
Получается, что запрет телефонов в школе — это попытка решить проблему, не затрагивая ее корень. Дети тянутся к гаджетам, потому что они удовлетворяют потребности, которые школа часто игнорирует. Телефон дает:
- Автономию: возможность выбирать, что и когда смотреть.
- Связь: реальное общение с друзьями на своих условиях.
- Актуальность: контент, который кажется значимым для жизни.
- Самостоятельность: возможность формировать свой опыт.
А школа, напротив, часто предлагает:
- Принудительное следование программе.
- Ограниченный выбор занятий и темп обучения.
- Минимальные возможности для реального общения со сверстниками.
- Контент, оторванный от интересов и опыта учеников.
Вот что сказал один ученик средней школы в Испании, когда исследователи изучали школьный опыт: «Я мало чему учусь в школе. Большую часть времени я ищу информацию… Я ищу в интернете вещи, которые не объясняют в школе… На уроке я слушаю, но не очень, потому что, просто будучи внимательным, можно понять суть. Я слишком много знаю».
Взрослый исследователь отметил: «То, что ученики узнают в школе, помогает им понять окружающий мир, но то, что они узнают за пределами школы, обычно не учитывается и не принимается во внимание… В школе они учат вещи, чтобы сдать экзамены, но, как только они сдают их, им трудно их вспомнить. Они запоминают то, что узнают вне школы, потому что для них это обучение более значимо».
Поэтому, если ваш ребенок отстранился от школы, телефон, скорее всего, не главная причина. Посмотрите, не чувствует ли он себя неуслышанным, перегруженным или оторванным от процесса обучения. Возможно, решение проблемы — в улучшении школьного опыта, а не в отнимании гаджета. Запрет телефонов — это борьба с симптомами, а не с болезнью. Сосредоточившись на удалении устройств, мы упускаем возможность создать действительно интересную и увлекательную среду обучения. Дети процветают, когда у них есть поддерживающие отношения со взрослыми, значимый выбор в учебе и контент, который связан с их жизнью и интересами.
Вместо того, чтобы тратить энергию на борьбу с телефонами, школам лучше сосредоточиться на удовлетворении фундаментальных потребностей учеников в автономии, связи и цели. Пока мы не решим эти глубинные проблемы, дети найдут способы отвлечься — с телефонами или без них. Не отнимайте гаджет, а помогите ребенку найти смысл в учебе и почувствовать себя частью школьного сообщества. Это гораздо эффективнее, чем просто запретить телефон.