ChatGPT крадет мышление: как вернуть контроль над умом
Верните себе способность анализировать: стратегии для образования и жизни в эпоху умных машин
Представьте ситуацию: школьник получает задание — проанализировать причины Американской революции и определить наиболее важную. И вот он сдает блестящую работу, где четко прослеживается причинно-следственная связь, приводятся веские аргументы и учитываются разные точки зрения. Учитель в восторге: «Какое критическое мышление!» Но секрет в том, что эту работу школьник написал не сам, а с помощью ChatGPT. Он просто давал боту четкие указания, что нужно написать и как. Получил отличную оценку за то, чего на самом деле не делал. Узнаваемо, не правда ли?
В этом и кроется проблема. Использование искусственного интеллекта, особенно в образовании, может создать иллюзию развития критического мышления, в то время как когнитивные процессы остаются незадействованными. Ученик умело направлял ИИ, но не тренировал собственный интеллект. Он получил готовый результат, избежав мыслительных усилий, необходимых для анализа и синтеза информации. По сути, он «сыграл» роль человека, умеющего критически мыслить, но на деле им не стал.
Почему так происходит? Потому что большинство систем оценивания в школах и университетах оценивают конечный продукт, а не процесс мышления. Критерии оценки: структура работы, аргументированность, словарный запас, логика изложения. Все это ИИ может сгенерировать на высоком уровне. Поэтому существующая система оценивания не всегда может отличить ученика, который часами анализировал исторические источники, от того, кто просто правильно сформулировал запрос к ИИ. Возникает парадоксальная ситуация: мы награждаем учеников за умелое использование ИИ, при этом ставя в менее выгодное положение тех, кто честно пытается мыслить самостоятельно, но выдает менее «отполированный» результат.
Задумайтесь, что произойдет, когда в следующий раз ученику нужно будет решить сложную задачу самостоятельно, без помощи ИИ? Скорее всего, ему просто не хватит необходимых навыков. Ведь он не привык самостоятельно анализировать информацию, взвешивать аргументы и делать выводы. Он привык полагаться на «электрический велосипед», как метафорично выразились в Министерстве образования США, где ИИ — это помощник, снижающий «бремя» когнитивных усилий. Но именно эти усилия и формируют нашу способность мыслить! Без «педалирования» мы просто везем велосипед, и когда сядет аккумулятор, останемся без сил.
Какие важные навыки упускают ученики, использующие ИИ вместо самостоятельного мышления?
- Разрешение сложностей: Не учатся разбираться в противоречивых данных и неоднозначных ситуациях.
- Оригинальный синтез: Не формируют собственные взгляды и не создают собственные аргументы.
- Метакогнитивное осознание: Не понимают, как они мыслят, потому что за них это делает ИИ.
Представьте: вы спросите у такого ученика, почему он выбрал именно этот аргумент, а не другой. Или попросите его применить свои аналитические навыки к другой исторической ситуации. Вероятно, он испытает трудности. Потому что критического мышления на самом деле не было, было только умелое использование ИИ.
Что же делать? Как оценивать знания, чтобы выявлять настоящее мышление, а не его имитацию? Необходимо сместить акцент с конечного продукта на процесс. Вот несколько идей:
- Просить учеников подробно описывать ход своих мыслей, включая тупиковые ситуации и сомнения.
- Задавать дополнительные вопросы о выбранных аргументах и логике рассуждений.
- Предлагать применять аналитические навыки к новым ситуациям без предварительной подготовки.
- Просить учеников объяснять, где у них были трудности и что изменило их точку зрения.
Например, вместо вопроса «Какова была главная причина?» можно спросить: «Расскажи, как ты выбирал между этими тремя причинами. Какие доказательства заставили тебя изменить свое мнение? Как ты применишь эти же рассуждения к анализу причин Первой мировой войны?»
Важно, чтобы школы и учителя ценили не «блеск» работы, сделанной с помощью ИИ, а сам процесс самостоятельного мышления, даже если он дается с трудом. Нам нужно научить учеников не просто использовать ИИ, а мыслить независимо от него. Иначе мы не только не научим их критическому мышлению, но и отучим от умственной работы, необходимой для развития интеллекта. Важно, чтобы у наших учеников были «накачаны» когнитивные «мускулы», чтобы они могли самостоятельно решать задачи, даже когда «аккумулятор» ИИ сядет. Не позволяйте технологиям думать за вас — тренируйте свой ум!