Как ИИ крадет ваше мышление: верните контроль
Верните себе остроту ума: узнайте, как не дать ИИ заменить любопытство, интуицию и способность решать сложные задачи.
Вы когда-нибудь задумывались, почему именно философы — люди, годами погруженные в размышления над вопросами, не имеющими однозначных ответов, — так часто превосходят других в логике и аргументации? Может показаться парадоксальным: философия не предлагает конкретных навыков, не обещает быстрых результатов и вообще выглядит оторванной от повседневной жизни. Но именно в этом и кроется секрет.
Два недавних исследования указывают на то, что умение мыслить, присущее философам, — это именно то, что мы рискуем утратить, если позволим искусственному интеллекту (ИИ) думать за нас. Философы учатся справляться с неопределенностью, анализировать сложные вопросы и искать истину, даже когда она кажется недостижимой. Этот подход кардинально отличается от принципов, лежащих в основе работы ИИ.
Представьте себе ИИ в роли гениального повара, изучившего все кулинарные книги мира, но ни разу не прикоснувшегося к плите. Он способен составить идеальное меню, но совершенно не представляет, что духовка неисправна или для борща необходима свекла, а не репа. Аналогично, современные ИИ-модели демонстрируют впечатляющие результаты в решении простых и даже средне-сложных задач. Однако при столкновении с настоящей сложностью они терпят полный крах, и даже подсказки не приносят желаемого эффекта.
Проблема не в недостатке знаний или креативности. ИИ может сгенерировать превосходное решение, но оказывается неспособным к его реализации, когда требуется учитывать множество взаимосвязанных факторов. Ему не хватает практического понимания, интуиции и умения импровизировать. Кроме того, исследования показывают, что ИИ не свойственны любопытство и воображение, он не способен выйти за пределы известных гипотез. У него не бывает озарений, поскольку все результаты предсказуемы, а аномалии не вызывают удивления. Именно удивление, между тем, является основой подлинного обучения.
Именно поэтому студенты сталкиваются с трудностями, когда полагаются на ИИ в решении сложных задач. Например, если студентам дано задание исследовать, почему растения в школьном дворе растут по-разному, ИИ справится с простыми вопросами вроде: «Что влияет на рост растений?». Он сможет сравнить скорость роста в различных местах. Но если задача усложняется: «Исследуйте, почему растения в одинаковых условиях растут по-разному, учитывая множество факторов, которые вы должны определить самостоятельно», — и студенты, и ИИ оказываются в затруднительном положении.
В подобных ситуациях ключевую роль играют человеческая интуиция и способность принимать решения. Студент может догадаться, что важнее анализировать почву, а не температуру, или что полив оказывает большее влияние, чем солнечный свет. Вероятно, он совершит несколько ошибок, но научится делать правильные выводы в ситуациях, когда стандартные подходы не работают. ИИ на это не способен. И студенты, привыкшие к готовым решениям, также утрачивают эту способность. Исследования подтверждают, что зависимость от ИИ ведет к лени и снижению способности принимать решения. Хуже того, чрезмерное использование ИИ в вопросах этики может ослабить моральные принципы человека.
Философы же годами оттачивают навык самостоятельного мышления. Они учатся выстраивать логические аргументы, находить тонкие различия и приходить к неожиданным выводам. Именно так и развивается мышление. Философия учит терпимости к неопределенности. Когда философы размышляют о сознании, свободе воли или справедливости, они не могут переложить эту задачу на внешние системы. Им приходится разрабатывать собственные логические рамки. Именно это и приводит к успеху: философы развивают привычку самостоятельно исследовать вопросы и оценивать достоверность информации. И именно эти навыки мы рискуем потерять, если будем чрезмерно полагаться на ИИ.
Помните старую поговорку: «Главное — не победа, а участие»? С мышлением — то же самое. ИИ снижает усилия, когда задача становится слишком сложной. Люди же, наоборот, активизируются, сталкиваясь с трудностями. Они не сдаются, а ищут новые подходы. Именно это и делает нас людьми.
Уже невозможно остановить развитие ИИ. Но важно понимать его ограничения. Развитие мышления происходит, когда мы боремся с вопросами, на которые нет готовых ответов. Попробуйте такой прием: предложите студентам (или себе!) несколько разных точек зрения экспертов на один и тот же вопрос, не указывая, какая из них верная. Или предложите отстаивать позицию, с которой вы изначально не согласны. Это стимулирует критическое мышление и самостоятельный поиск истины.
Образовательная среда должна создавать условия, в которых студенты учатся мыслить независимо от алгоритмов. Это значит, что задания должны быть такими, чтобы их нельзя было делегировать ИИ. Важно, чтобы студенты могли аргументировать свои решения в реальном времени. Древнее искусство познания — и есть развитие мышления. Когда мы перекладываем эту работу на системы, не способные удивляться, мы рискуем вырастить людей, которые умеют мыслить алгоритмами, но не умеют решать проблемы. Философы превосходят других именно потому, что практикуют то, чего ИИ не умеет: думать, не зная, куда приведут размышления.