Ребенок боится школы? 4 шага справиться с тревогой
Как распознать «шторм эмоций», переключить внимание и научить ребенка видеть возможности в переменах, чтобы тревога отступила.
Представьте: ваш ребенок с восторгом собирает портфель, предвкушая новый учебный год и встречи с друзьями. Но вдруг, за несколько дней до начала занятий, он начинает плакать и отказывается идти в школу. Знакомо? С началом учебного года многие дети сталкиваются с тревогой и неуверенностью. Переход от лета к учебе — это всегда перемены, а каждый ребенок переживает их по-своему.
Мне вспоминается история с моим сыном, когда он заканчивал начальную школу. В последний учебный день там существовала прекрасная традиция: учителя выстраивались в коридоре и пускали мыльные пузыри, когда дети выходили из здания. Мне повезло забирать сына в этот день, и мы вместе прошли через этот «туннель».
В машине я спросил, понравилось ли ему и рад ли он началу каникул. Повернувшись, я увидел грустного четвероклассника, который признался, что думает только о том, что это был последний раз, когда он прошел через эти знакомые двери. Его ответ меня ошеломил. Я ведь психолог, преподаю и изучаю эмоции, но не ожидал такой реакции. Это стало важным напоминанием о том, что каждый из нас воспринимает ситуации по-своему, и нельзя предполагать, что все испытывают одинаковые эмоции.
Вот несколько советов, которые помогут детям и их родителям справиться с непростыми чувствами в преддверии нового учебного года.
Развивайте понимание эмоций. Исследования показывают, что умение распознавать и называть эмоции играет ключевую роль. Обогащая эмоциональный словарный запас, дети закладывают основу для саморегуляции. Попробуйте подход «Прогноз чувств»: сначала ребенок определяет свое состояние как «штормовое», «так себе» или «солнечное», а затем исследует конкретные слова, отражающие его переживания. Например, спросите: «Я вижу, что тебя немного штормит перед началом школы. Как думаешь, почему? Можешь объяснить, что для тебя значит „штормовое“ состояние сейчас? Ты чувствуешь беспокойство, грусть, разочарование или, может быть, всё вместе?»
Младшим школьникам может потребоваться помощь с основными словами, обозначающими эмоции. Им полезны эмоциональные карты с картинками. Старшеклассники же могут исследовать более сложные чувства, используя такие слова, как «подавленность», «тревога адаптации» или «разочарование из-за изменений в расписании». Используйте этот подход во время поездок в машине или перед сном, когда дети часто раскрываются более естественно.
Делитесь своими чувствами вместе. Общение — простой и эффективный способ справиться с эмоциями. Когда вы делитесь «штормовыми» чувствами и получаете поддержку, вы подтверждаете важность эмоционального опыта и можете снизить интенсивность переживаний. Чувствовать вместе — не значит решать проблемы или игнорировать чувства, а просто предлагать поддерживающее присутствие. Когда мой сын поделился своей грустью по поводу ухода из начальной школы, мне было непросто, но я сдержал порыв сразу же предложить решение. Вместо этого я постарался признать его чувства: «Похоже, ты действительно будешь скучать по этому месту. Расскажи, чего тебе будет не хватать больше всего».
Маленьким детям скажите: «Я вижу, что это очень важно для тебя. Я рядом». Часто им помогает физический контакт наряду с вербальным подтверждением. Подростки, с другой стороны, предпочитают, чтобы их чувства признавали без покровительственного тона. Попробуйте сказать: «Это звучит действительно тяжело. Я тоже иногда чувствую себя подавленным из-за перемен. Хочешь рассказать мне подробнее о том, что тебя больше всего беспокоит?» Используйте эту стратегию, когда поделиться своими чувствами кажется естественным, а не вынужденным, например, во время прогулки или стирки.
Сосредоточьтесь на переключении внимания. Упражнения на осознанность предлагают простой способ перенаправить внимание, когда вы чувствуете, что застряли в «штормовых» чувствах, и помогают детям развить осознание настоящего момента. Речь идет не об избегании чувств, а о создании пространства вокруг них. Мы учим этому с помощью простой стратегии под названием «Понюхай розы» — это сенсорная пауза, чтобы обнаружить, что вы можете видеть, слышать, обонять и осязать. Исследования показывают, что ощущения могут влиять на эмоции за миллисекунды, что делает эту стратегию быстрым и эффективным инструментом, помогающим перенаправить внимание. Возможность побыть на природе, например, понаблюдать за облаками или послушать пение птиц, может сделать эту сенсорную стратегию осознанности еще более эффективной. Признав грусть моего сына, мы сделали паузу, чтобы использовать наши чувства и сосредоточиться на настоящем моменте. В этот момент мы сосредоточились на прекрасном солнечном дне и восхитительном вкусе мороженого в нашей любимой лавке.
Маленьким детям понравится превращать эту стратегию в игру. Попробуйте сказать: «Давай будем детективами и найдем три вещи, которые мы можем услышать!» или «Саймон говорит: замри. Что ты сейчас видишь? Что ты можешь почувствовать или понюхать?». Детям постарше скажите: «Иногда, когда мои мысли крутятся в голове, мне помогает сосредоточиться на своих чувствах. Хочешь сделать быструю сенсорную проверку вместе со мной?» Начните практиковать эту стратегию в спокойные моменты, например, в машине или перед сном.
Изучайте альтернативные интерпретации. Еще одна стратегия заключается в том, чтобы смотреть на ситуации с разных точек зрения. Меняя свой взгляд на вещи, вы не игнорируете чувства, а признаете их и изучаете альтернативные способы восприятия ситуации. Это помогает переключать мысли, когда вы сталкиваетесь с трудными эмоциями, и является частью когнитивного переосмысления. Исследователи узнают все больше о важности этого навыка и о гибкости, с которой человек может использовать инструменты регулирования эмоций для переключения внимания. В своей работе мы обучаем словарному запасу для изменения перспективы с помощью стратегии под названием «Поверни диск». Для моего сына это означало признание его тяжелых чувств по поводу ухода из начальной школы и одновременную помощь в исследовании его любопытства к тому, что может принести лето и новая школа. Мы говорили о том, как окончания создают пространство для новых начинаний и как время, проведенное в начальной школе, помогло ему вырасти и подготовиться к новым приключениям.
При использовании этой стратегии младшие дети выигрывают от конкретных и простых переосмыслений, например: «Я слышу, что ты грустишь из-за расставания с учителем. А что тебе интересно в твоем новом классе?» Дети постарше могут участвовать в более сложном рассмотрении перспектив и самостоятельно генерировать альтернативные точки зрения. Попробуйте предложить им: «Вполне понятно, что ты нервничаешь из-за того, что никого не знаешь в новой школе. А как еще можно взглянуть на эти перемены? Может, есть какая-то мелочь, которая может пройти хорошо в первый день?» Используйте этот подход во время обычных разговоров, например, за ужином, чтобы он был доступен до того, как эмоции начнут зашкаливать.
Двигаемся вперед вместе
Родители, которые внимательны к своим детям, помогают им более успешно справляться с переходом в школу. Создание пространства для разговоров о сильных чувствах, которые могут вызывать перемены, развивает у них навыки справляться с будущими переживаниями. Независимо от того, с восторгом или с беспокойством ребенок относится к переменам, нет правильного или неправильного ответа. Важно преодолевать это вместе, развивая эмоциональные навыки, которые пригодятся им во многих жизненных ситуациях. Помните: этот период — возможность укрепить вашу связь и научить ребенка ценным стратегиям, которые помогут ему справляться с жизненными вызовами.