Школа снова: как справиться с тревогой и травмой?

Пошаговые советы, как распознать «синдром августа» и пережить возвращение в школу, не поддаваясь тревоге и воспоминаниям о травмирующем опыте

Первоклассница с табличкой: беспокойство родителей в преддверии учебного года.
Первоклассница с табличкой: беспокойство родителей в преддверии учебного года.

Каждый год в конце августа меня накрывает знакомое чувство. И дело не в ностальгии по лету и не в предвкушении нового учебного года. Скорее, это гремучая смесь раздражения и… даже злости. Вот я стою в «Детском мире», окруженная горами тетрадей, карандашей и рюкзаков, и понимаю: летняя свобода заканчивается. Впереди строгие графики, многозадачность и постоянный контроль. Летом, конечно, тоже не всегда отдохнешь, но хотя бы нет этой непрерывной гонки.

Это как «воскресный синдром», только в августе, и раз в сто сильнее. Помните это тягостное предчувствие воскресным вечером, когда выходные позади, а впереди — рабочая неделя? «Воскресный синдром» — это страх перед структурой, необходимостью быть эффективным и непредсказуемостью, заставляющий захотеть нажать на паузу, даже если любишь свою работу. А теперь умножьте это на список школьных принадлежностей, родительские чаты, расписание автобусов, новых учителей и подозрение, что все остальные в восторге, а вы втайне паникуете. Для некоторых родителей с травматическим опытом это чувство не просто тяжелое — оно ощущается как реальная опасность.

Почему так происходит? Представьте, в нашем мозге есть особое приложение, назовем его «Травма». Это не просто воспоминание, а целая поведенческая программа, которая сканирует окружающую среду на предмет угроз. Она стремится сделать жизнь маленькой, безопасной и предсказуемой. Эта часть нас уверена, что выживание — в рутине, и любое ее нарушение, даже нормальное развитие событий, воспринимается как опасность. А что может сильнее нарушить предсказуемость, чем первый день в школе?

Внезапно наши дети снова в социуме: ездят в автобусах, ходят по коридорам, общаются с учителями, друзьями и незнакомцами, и мы больше не можем постоянно их оберегать. Даже если мы доверяем школе и даже если с нашими детьми все в порядке, «Травма» этого не понимает. Она видит только риски. Непредсказуемость. Бессилие. И тут же подкидывает варианты: злые учителя, трудности в учебе, школьные происшествия. И ужас подкрадывается незаметно.

Получается парадокс: мы, родители, понимаем, что структура и режим дня важны и полезны для детей. Но с началом учебного года все меняется одновременно: время отхода ко сну, подъемы, поездки в школу, завтраки, забытые бутылки с водой, пропущенные родительские собрания. Темп жизни ускоряется, права на ошибку нет, и мы теряем контроль над ситуацией. Для «Травмы» это сигнал опасности. Вы можете чувствовать раздражительность, вспыльчивость, разочарование от того, что все вокруг радуются новому учебному году, а вас он пугает. Вы не ленивы, не неблагодарны и не «плохо адаптируетесь». Вы просто родитель, переживший травму. Именно так и воспринимается этот переход, когда ваш мозг давно усвоил: непредсказуемость = небезопасность.

Что же делать? Как облегчить себе жизнь в этот непростой период? Вот несколько советов:

  1. Назовите вещи своими именами. Скажите себе: «Это активизировалась моя „Травма“. Она пытается контролировать ситуацию». Проговаривание вслух, даже тихо про себя, помогает осознать происходящее, а не захлебнуться в эмоциях.

  2. Сократите временные рамки. Не думайте обо всем учебном семестре. Сосредоточьтесь на том, чтобы пережить первые 30 минут первого дня. Вашей нервной системе не нужен генеральный план — ей нужна точка опоры. Просто проводите ребенка до школы, убедитесь, что он в безопасности.

  3. Используйте переходный ритуал. Зажгите свечу, когда отведете ребенка в школу. Сделайте себе чашку чая по одному и тому же рецепту. Включите любимую музыку. Ваше тело поймет, что в безопасности, только если вы покажете ему это через повторение. Это может быть медитация, небольшая прогулка или встреча с подругой. Главное — что-то повторяющееся и приятное.

  4. Дайте вашему внутреннему ребенку роль. Когда поднимается паника, напомните себе: Ваш внутренний ребенок не может растить ребенка. Но воспитание вашего реального ребенка может помочь ему исцелиться. Ваш внутренний ребенок может дать мудрый совет и понимание воспитания ваших реальных детей, но в конечном итоге именно вы решаете, какие действия предпринять. Дайте знать своему внутреннему ребенку, что хотите услышать его мнение, а затем возьмите ответственность на себя.

Воспитание детей — это возможность перепрограммировать свою травму. Это побуждает нас отправлять детей в большой и непредсказуемый мир, даже когда наша программа травмы требует меньшего и более безопасного пространства. Чем больше мы расширяем свою жизнь, тем больше мы можем исцелиться от травмы. Это непросто, но это работа, и вы ее делаете. Даже если делаете это в отделе канцтоваров, бормоча про себя про эти дурацкие пеналы.

Metanaut.ru

, , ,