Тревога поколения Z: когда «ментальное здоровье» вредит
Как бесконечный самоанализ, мода на диагнозы и культ «ментального здоровья» превратились в ловушку для поколения Z.
Поколение Z, выросшее в эпоху, когда разговоры о ментальном здоровье стали обыденностью, парадоксально оказалось самым тревожным и подверженным депрессиям в истории. Что же происходит? Почему, несмотря на всеобщее признание важности психологического благополучия, молодые люди чувствуют себя все хуже?
Рост депрессии и тревожности среди молодежи наблюдался еще до пандемии COVID-19, которая лишь усугубила ситуацию. Исследования демонстрируют тревожную статистику: значительно увеличилось число самоубийств среди подростков. Но дело не только в повышенной осведомленности или гипердиагностике, как утверждают некоторые. Многие молодые люди действительно чувствуют себя несчастными.
В качестве основных виновников эксперты называют смартфоны и социальные сети. Примерно в 2012 году, когда смартфоны стали обыденностью, а социальные сети — неотъемлемой частью жизни, показатели ментального здоровья поколения Z резко пошли вниз. Некоторые винят гиперопеку родителей, другие — школьный стресс, экономическую нестабильность или даже экологический кризис. Вероятно, все эти факторы играют свою роль. Но есть один неудобный вопрос, который мы редко задаем: а не является ли сама сфера ментального здоровья частью проблемы?
Когда помощь вредит: роль «пере-терапизации»
Психоанализ, терапия, антидепрессанты, приложения для осознанности, лозунги о заботе о себе — все это стало привычным для молодежи. Мы создали культуру, где каждый должен анализировать себя, выявлять симптомы, определять свои травмы. В TikTok и Instagram набирают популярность психологи, перечисляющие признаки тревожности или СДВГ, часто настолько размытые, что подходят почти каждому. И подростки, прекрасно владеющие этим языком, ставят себе диагнозы, самовыражаются и обращаются за лечением в беспрецедентных количествах. Результат? Поколение, погруженное в язык ментального здоровья, но по-прежнему нездоровое.
Психотерапия, безусловно, эффективна. Но сфера ментального здоровья сталкивается с более глубоким кризисом знаний. Несмотря на десятилетия исследований, не существует однозначных тестов (например, анализов крови или сканирования мозга) для выявления депрессии, СДВГ или шизофрении. Психиатрические знания часто основаны на корреляции и интерпретации, а не на причинно-следственной связи. И хотя терапия эффективна, ее преимущества кажутся неспецифическими — любой систематический подход (например, КПТ, семейная системная терапия или психоанализ) дает схожие результаты.
В силу несовершенства науки, психология способна выдвигать бесконечное количество гипотез о причинах кризиса ментального здоровья и способах его преодоления. Но когда гипотезу нельзя опровергнуть, она не имеет большей ценности, чем любые другие недоказуемые альтернативы. Получается, мы раз за разом ищем психологические объяснения и решения для своих проблем, но эти самые объяснения могут быть частью проблемы.
Вопрос истерички
Психоаналитик Жак Лакан предложил провокационную идею. Он утверждал, что современные люди все чаще относятся к миру через то, что он назвал «дискурсом истерички». Суть его в следующем: «Что-то не так, и я требую, чтобы мне это объяснили!» Это вполне естественное человеческое желание: когда нам больно, мы хотим знать почему. Но что, если постоянные вопросы о том, что не так, лишь подпитывают кризис? Что, если поиск удовлетворяющего ответа не дает нам двигаться дальше?
Лакан утверждал бы, что сфера ментального здоровья играет в эту ловушку. Предлагая объяснения — детские травмы, химические процессы в мозге, социальный стресс — она удовлетворяет потребность в знании. Но поскольку эти ответы никогда не бывают полными, мы всегда хотим большего.
Психологические расстройства, подобно требованиям истерички, печально известны своей устойчивостью. Успешная психиатрическая или психологическая терапия обычно приводит к ремиссии и эффективным стратегиям выживания, а не к полному излечению. Получается замкнутый круг: с вами что-то не так, мы не совсем уверены, что именно, но мы будем продолжать искать — и выставлять счета.
Культура, капитализм и бессознательное
Тем временем культура изменилась. Мы больше не чопорные викторианцы, избегающие чувств. Мы ими чрезмерно делимся. Сегодняшний идеальный гражданин, по словам философа Бьюнг-Чул Хана, — это не послушный работник, а постоянно самосовершенствующийся достигатель. Ты свободен, пока продолжаешь совершенствоваться, «вкалывать» и «быть лучшей версией себя».
В этом контексте даже ментальное здоровье может стать еще одним инструментом саморекламы. Вместо исцеления, «инфлюенсерское» ментальное здоровье (#МентальноеЗдоровье #Тревожность) может легко превратиться в управление своим имиджем, курирование своей личности и демонстрацию своих проблем в интернете. И сфера ментального здоровья, намеренно или нет, участвует в этом. Психологи заводят подписчиков; пациенты и практикующие врачи становятся инфлюенсерами; страдания становятся контентом.
Отделиться от шума
Что же нам делать? Не впадать в отчаяние, а, возможно, взглянуть правде в глаза. Кризис ментального здоровья — это не только про поколение Z, смартфоны или травмы. Это про то, что значит быть человеком в мире, где нас постоянно просят демонстрировать, сравнивать и объяснять себя, но редко позволяют просто быть. И в системе, которая наживается на нашем недовольстве, даже наши поиски исцеления могут быть коммерциализированы.
Решением может быть не больше осведомленности, больше терапии или более точные диагнозы. Оно может начаться с того, что Лакан назвал «разрывом»: с отказа играть в игру на ее нынешних условиях. В лечении истерии Лакан считал главным не спешить с ответами, ярлыками или решениями, а оставаться с вопросом. Он верил, что истинное исцеление приходит не от обозначения или исправления симптома, а от разрушения этого требования.
Это означает разрыв цикла бесконечного поиска подтверждения или объяснения (способа, с помощью которого сфера ментального здоровья может создавать эту потребность, предлагая как подтверждение, так и объяснения), и вместо этого противостоять более глубокой тайне желания: не «Что со мной не так?», а «Чего я действительно хочу?». Лакан предлагает не лечить симптом, а смириться с ним, даже наслаждаться им, как чем-то, что выражает непознаваемую, уникальную правду о том, кто вы есть.
Сегодняшняя молодежь живет в уникальное время. Но она также обладает редким потенциалом: переписать сценарий. Задавать новые вопросы не только о своих симптомах, но и о мире, который продолжает их порождать. И, возможно, начать находить способы бытия, которые не зависят от бесконечного самоанализа, а основываются на реальной связи, творческой свободе и том смысле, который нельзя найти в алгоритме или диагнозе.
В конце концов, возможно, проблема не в том, что с вами что-то не так. Может быть, проблема в том, что вам сказали, что что-то должно быть не так.