«Ковидное» родительство: как помочь себе и ребенку

Разберемся, как пандемия повлияла на мам и пап, и научимся поддерживать себя, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе.

Прощаясь у школы, мама передает тревогу «невидимым рюкзаком».
Прощаясь у школы, мама передает тревогу «невидимым рюкзаком».

Сентябрь. Лента новостей пестрит тревожными заголовками: готовы ли наши дети к школе? В этом году особенно переживают за так называемых «ковидных» детсадовцев, опасаясь, что малыши, выросшие в период самоизоляции, не получили достаточного общения и теперь пойдут в школу с пробелами в социальном и эмоциональном развитии. «Ах, эти „ковидные“ дети! Не общались! Не научились делиться! Есть ли у них вообще навыки речи?» Но так ли это на самом деле? И проблема ли это только детей?

Часто упускают из виду главное: в раннем возрасте (до 3 лет) дети не так уж и активно социализируются. Они скорее играют параллельно: сидят рядом и строят каждый свою башню из кубиков. Развивающие занятия и детский сад, безусловно, важны, но это не вся картина. Влияние COVID на сегодняшних первоклашек, конечно, было, но совсем не такое, как об этом пишут. На самом деле, главная «школьная» история этого года — о родителях.

Родительство во время пандемии — это травма

Стать родителем — это всегда огромная перемена. Радостная, но в то же время стрессовая и дезориентирующая. Молодые родители нуждаются в поддержке: бабушек и дедушек, приносящих ужин, друзей, готовых понянчиться с малышом. COVID лишил их этого. Многие мамы рожали в одиночестве, без поддержки партнера. Тщательно спланированные роды отменялись в одночасье. Визиты бабушек и дедушек к новорожденным внукам были под запретом. Поход к педиатру вызывал страх. Даже визит в магазин казался опасным.

В психологии травма — это не только непосредственная угроза, но и глубокая неопределенность, ощущение беспомощности, страх за выживание и одиночество. Пандемия с лихвой добавила всего этого в жизнь родителей.

Родители ожидали одного начала, а получили совершенно иное. Этот разрыв между ожиданиями и реальностью выбивает почву из-под ног. Нервная система постоянно находится в состоянии повышенной готовности. А когда ты только учишься быть родителем, такая гипербдительность усложняет абсолютно всё.

Как травма влияет на родительство

Когда мы говорим о травме, часто представляем солдат или жертв насилия. Но COVID тоже стал травматичным опытом! Пандемия оставила целое поколение новоиспеченных родителей с невидимыми ранами. Как это проявляется в повседневной жизни?

  • Усталость ощущается острее. Устают все родители, но когда твоя нервная система и так на пределе, обычное недосыпание кажется невыносимым.
  • Разлука пугает сильнее. Отпускать ребенка в мир кажется опасным.
  • Уверенность в себе становится хрупкой. Родители постоянно сомневаются: А правильно ли я делаю? Как мне узнать наверняка?
  • Труднее установить контакт с ребенком. Когда ты переполнен стрессом, сложно улавливать потребности ребенка в моменте.

Все это — проявления «посттравматического родительства».

«Невидимый рюкзак», который несут дети

Дети несут стресс родителей в школу, даже если не могут объяснить, что чувствуют. Мы называем это «невидимым рюкзаком». Учителя видят рюкзаки с карандашами и тетрадями. Но они не видят страхи, тревоги и невысказанные семейные проблемы, которые спрятаны внутри, вместе со школьными принадлежностями.

Ребенок, чьи родители тревожатся при расставании, может сильнее цепляться, устраивать истерики, с трудом доверять новым взрослым или концентрироваться на новой информации. Если мама говорит: «Иди в детский сад, милый!», но ее поза и выражение лица говорят о страхе, ребенок это почувствует.

Что происходит с родителями сейчас

Сейчас в группах подготовки к школе все больше родителей-новичков. Конечно, это может быть связано с тем, что люди стали больше внимания уделять развитию родительских навыков, а не просто полагаться на инстинкты. Но зачастую причиной является именно пережитая травма.

Родители рассказывают, что уже представляют себе расставание: стоят у школы, сердце колотится, репетируют, как уйти, не расплакавшись. Некоторые боятся, что ребенок не справится. А другие, не так громко, признаются, что сами не справятся.

Иногда мне кажется, что вместе с приветственным письмом и памяткой для первоклассника школа должна отправлять «набор для поддержки родителей»: напоминание о том, что тревога при расставании — это нормально, простое упражнение для заземления и несколько слов поддержки: Да, отправлять ребенка в школу в первый раз — это страшно. Это нормально. Дайте себе время, чтобы это пережить.

Почему родители заслуживают быть в заголовках

Легко свалить всё на детей: мол, «ковидные» детсадовцы не социализированы, зависимы от гаджетов, плохо говорят и не умеют делиться. Но большая часть проблем связана именно с состоянием нервной системы родителей. Когда у родителей срабатывает реакция на стресс, ребенок это чувствует. Дети очень чувствительны к эмоциональной атмосфере в доме. Поэтому успокоить родителей — один из самых быстрых и эффективных способов помочь детям успешно адаптироваться к школе.

«Быстрые решения», которые на самом деле значительны

Родителям не нужно полностью избавляться от тревоги — это невозможно. Но небольшие практики помогут не выплескивать ее в «невидимый рюкзак» ребенка.

  • Заземлитесь перед расставанием. Прежде чем войти в класс, сделайте паузу. Почувствуйте опору под ногами. Медленно вдохните, выдохните еще медленнее. Дети чувствуют ваше спокойствие еще до того, как услышат ваши слова.
  • Назовите свой стресс. Скажите себе: Конечно, я волнуюсь. Я стала родителем во время пандемии. Это уменьшает чувство стыда и помогает проявить сострадание к себе.
  • Нормализуйте свой опыт. Школы и сообщества могут помочь, открыто признавая стресс родителей, а не делая вид, что COVID затронул только детей.

Мы освобождаем «невидимый рюкзак», постепенно обретая спокойствие. Мы не можем его просто выкинуть или вытряхнуть, но мы можем медленно, осознанно разгрузить его.

Переосмысление истории

Настоящая история «ковидных» детсадовцев не о том, что поколение детей обречено из-за пропущенных игр с друзьями. Она о том, что поколение родителей начало свой путь в условиях осады и до сих пор несет этот груз.

Когда мы переключаем внимание с проблем детей на поддержку родителей, выигрывают все. Дети приходят в школу более свободными, учителя работают в более спокойной атмосфере, а родители понимают, что исцеление возможно даже спустя годы.

Потому что правда в том, что когда родители получают поддержку, дети процветают. И когда родители исцеляются, «невидимые рюкзаки» их детей, наконец, получают шанс опустеть.

Metanaut.ru

, , ,