Детская травма: как понять сложное поведение?
Взгляд изнутри: как распознать признаки пережитого, помочь ребенку и построить доверительные отношения
Иногда кажется, что ребенок испытывает ваше терпение: истерики в магазине, упрямое нежелание слушаться, замкнутость и отстраненность… Особенно тяжело, когда такое поведение проявляется у детей, воспитывающихся в приемных семьях или находящихся под опекой. Легко навесить ярлык «трудного ребенка», списать все на плохое воспитание или скверный характер. Но что, если за вызывающим поведением скрывается глубокая травма?
Специалисты в области детской психологии и семейной терапии давно придерживаются важного принципа: «Истерика — это история». Эта фраза отражает суть: поведение, кажущееся неадекватным в настоящем, часто является отголоском болезненных событий прошлого. Представьте: ребенок, проходя мимо McDonald’s, закатывает истерику. Это может быть связано с тем, что именно там он когда-то виделся со своей кровной семьей — ведь именно в таких местах часто происходят встречи с представителями органов опеки. А отказ следовать правилам может быть связан с воспоминаниями о хаосе и пренебрежении в прошлой семье.
Вместо того чтобы воспринимать такие моменты как манипуляцию или непослушание, попробуйте взглянуть на них как на эхо травмы, горя и потери. Эта смена угла зрения — с осуждения на любопытство — откроет пространство для сострадания, исцеления и построения более крепких отношений.
Почему поведение так часто понимают неправильно?
Разумеется, все дети проверяют границы дозволенного, ищут себя и порой устраивают истерики. Но у детей, переживших разлуку с семьей, эти проявления часто бывают гораздо интенсивнее, происходят чаще и длятся дольше.
Например, опоздание домой может быть не просто подростковым бунтом, а проверкой: «Буду ли я тебе нужен, если нарушу правила?». Истерика в школе может быть связана не с желанием контролировать ситуацию, а с тревогой, вызванной резкими переменами в прошлом, отсутствием поддержки.
Когда взрослые неправильно интерпретируют такое поведение, ребенка вместо поддержки часто наказывают или говорят ему: «Хватит выпендриваться!» или «Хватит себя жалеть!». В итоге его крик о помощи остается неуслышанным, и это лишь усугубляет ситуацию.
Травма разлуки — в самом сердце проблемы
В основе любого опыта, связанного с лишением родительской заботы, лежит травма разлуки — разрыв с тем, кто должен был быть самым важным человеком в жизни. Младенцы генетически запрограммированы на постоянную заботу и поддержку. Когда эта связь нарушается (из-за пренебрежения, жестокого обращения или обстоятельств, не зависящих от родителей), нервная система ребенка воспринимает это как опасность. Мир кажется небезопасным местом.
Даже если ребенок не может выразить свою потерю словами, его тело помнит об этом. Как писал эксперт по травмам Бессел ван дер Колк, травма — это не просто то, что произошло в прошлом, это отпечаток, который остается в мозге и теле. У детей, лишенных родительской опеки, этот отпечаток часто проявляется в виде недоверия, повышенной бдительности и сложностей с регуляцией эмоций.
Оборотная сторона повышенной бдительности
Многие дети живут в состоянии постоянной готовности к опасности. Эта повышенная бдительность помогла им выжить, но она дорого обходится.
У них много сильных сторон: устойчивость, независимость, целеустремленность, умение считывать малейшие нюансы в поведении других людей. Однако за это приходится платить: хроническая тревога, невозможность расслабиться, нарушения сна, перфекционизм и эмоциональная отстраненность. То, что когда-то спасло их, теперь истощает морально.
Семь ключевых областей поведения
Чтобы преодолеть предрассудки, необходимо взглянуть на поведение через призму понимания травмы. Вот семь областей, в которых поведение ребенка может отличаться от типичных моделей развития:
-
Привязанность и отношения: Некоторые дети отчаянно цепляются за опекунов, другие отталкивают их. И то, и другое — отражение страха быть брошенным, а не манипуляция.
-
Доверие и безопасность: Действия, такие как запасание еды впрок или отказ от утешения, свидетельствуют о глубоком недоверии к тому, что их потребности будут удовлетворены.
-
Эмоциональная регуляция: Истерики могут длиться дольше и провоцироваться, казалось бы, незначительными изменениями.
-
Самоидентификация и самооценка: Часто дети борются с вопросами вроде «Почему от меня отказались?», что может подпитывать перфекционизм, стыд или саморазрушение.
-
Поведение и контроль: Строгие ритуалы или борьба за власть обычно проистекают из чувства бессилия в прошлом и стремления восстановить контроль над ситуацией.
-
Телесные и сенсорные реакции: Травма живет в теле. Кошмары, боли в животе и чувствительность к звукам или прикосновениям — распространенные явления.
-
Горе и утрата: Для многих детей горе — это не просто этап, а постоянный спутник, который часто выражается через гнев, замкнутость или отстраненность.
Учитывайте эмоциональный и психологический возраст ребенка
Один из самых важных моментов в подходе, учитывающем травму,— это вопрос: «На какой возраст я вижу этого ребенка эмоционально и психологически?». Когда дети переживают травму, особенно травму разлуки, они часто регрессируют к более раннему возрасту. Подросток может отреагировать истерикой, как малыш, а ребенку младшего школьного возраста может потребоваться утешение, более типичное для дошкольника. В практике, основанной на понимании травмы и привязанности, задача состоит в том, чтобы встретить ребенка там, где он находится эмоционально, а не там, где он «должен» быть, исходя из его хронологического возраста.
Меняем оптику
Проблема не в том, что «Он не хочет вести себя хорошо», а в том, что «Он не может вести себя как другие дети его возраста». Когда мы смотрим на поведение через призму эмоционального возраста, мы понимаем, что это вопрос готовности, а не непослушания. Если мы встретим ребенка там, где он находится в своем развитии, его поведение начнет улучшаться.
Следующий шаг — от вопроса: «Что не так с этим ребенком?» к вопросу: «Что случилось с этим ребенком?». Поведение — это способ коммуникации. Когда мы подходим к нему с любопытством и осознаем влияние травмы, мы можем понять неудовлетворенные потребности ребенка и открыть путь к исцелению.
Пути к исцелению
Чтобы преодолеть предрассудки, необходимо как новое понимание, так и подход, учитывающий травму. Вот несколько примеров:
- Опекуны сосредотачиваются на настроенности, сохраняя спокойствие и последовательность, практикуя совместную регуляцию.
- Терапевтические вмешательства: ДПДГ (десенсибилизация и переработка движением глаз), диадическая развивающая психотерапия (ДРП), межличностная терапия, основанная на доверии (TBRI), и когнитивно-поведенческая терапия, учитывающая травму (КПТ).
- Подтверждение горя, разрешение на выражение через искусство, игру, ритуалы или работу над жизненной историей.
- Отделение личности от поведения, напоминая детям, что они не сводятся к своим ошибкам. Такие инструменты, как техника «Сэндвич стыда», учат, что плохое поведение — это не то же самое, что быть «плохим».
Призыв переосмыслить
Дети, лишенные родительской опеки,— это не «плохие дети». Это дети, несущие в себе истории потерь и тоски. Их поведение — это закодированные послания о выживании, наполненные страхом, горем и потребностью в безопасности.
Вот несколько примеров того, как можно перефразировать типичные высказывания:
- Ребенок/подросток: «Зачем мне вообще стараться? Все равно ничего не получится».
-
Перефразировка: «Я вижу, как тебе кажется, что все безнадежно. Хотя тебе пришлось очень трудно, попытки предпринять новые шаги могут принести другие результаты».
-
Ребенок/подросток: «Если я накосячу, ты больше не захочешь меня».
-
Перефразировка: «Все совершают ошибки, и я не перестану заботиться о тебе. Ты важен для меня, даже когда что-то идет не так».
-
Ребенок/подросток: «Мне нигде нет места».
- Перефразировка: «После стольких перемен может казаться, что это так. Тебе здесь есть место, рядом с людьми, которые заботятся о тебе, и мы хотим помочь тебе почувствовать себя нужным».
Когда опекуны и специалисты начинают смотреть на ситуацию через призму понимания травмы, предрассудки исчезают, и их место занимает сочувствие. Понимание заменяет осуждение, а исцеление приходит на смену наказанию. Дети заслуживают не меньшего: достоинства, принадлежности и надежды.
«Увидьте ребенка по-другому, и вы увидите другого ребенка» — доктор Стюарт Шанкер.