Неуверенность в принадлежности: как помочь себе?
Узнайте, как простые шаги дома и в школе помогут вам и вашим детям ощутить себя частью целого и справиться с тревогой.
Новый учебный год — это всегда волнительно, не правда ли? Встреча со старыми друзьями, новые предметы, а порой и совершенно новая школа. Но за этим волнением часто скрывается тревога: «Примут ли меня? Смогу ли я вписаться?». Психологи называют это «неуверенностью в принадлежности» — мучительное сомнение, знакомое почти каждому. И, поверьте, эта неуверенность влияет на нас сильнее, чем кажется.
Представьте себе: вы приходите в новый коллектив и чувствуете себя некомфортно. Вы внимательно следите за реакцией окружающих, ищете признаки принятия или отторжения. Это и есть проявление «неуверенности в принадлежности». Её впервые описали психологи Грегори Уолтон и Джеффри Коэн, определив как состояние, когда человек сомневается в прочности своих социальных связей и остро реагирует на всё, что касается принятия в группе.
Почему это так важно? Да потому что принадлежность — это базовая потребность человека. Мы, как социальные существа, нуждаемся в ощущении, что мы «свои» в какой-то группе. Когда-то исключение из племени означало верную гибель, и эта потребность глубоко укоренена в нашей психике. Почувствовать себя «изгоем» — это почти как получить физическую травму. Исследования показывают, что чувство социальной изоляции активирует те же участки мозга, что и физическая боль.
Что же делать? Вот пять советов, как помочь себе и своим детям почувствовать себя частью коллектива:
-
Помните: принадлежность — это не роскошь, а необходимость. Это фундамент нашей психики. Если ребёнок чувствует себя нужным и принятым, он более устойчив к стрессам, депрессии и другим проблемам. Объясните это своим детям, друзьям и даже самому себе. Помните, что и вы нуждаетесь в поддержке и ощущении принадлежности.
-
Дети особенно чувствительны к сигналам принятия и отторжения. Детский сад, новая школа, спортивная секция — всё это стрессовые ситуации для ребёнка. В этот период он особенно нуждается в вашей поддержке и понимании. Внимательно следите за его настроением, разговаривайте, помогайте справляться с тревогой. Улыбка, доброе слово или приглашение поиграть могут творить чудеса.
-
Создавайте возможности для общения. Иногда «свои» находятся сами собой, но чаще всего нужно приложить усилия. Запишите ребёнка в спортивную секцию, кружок по интересам или организуйте игровую встречу с другими детьми. Подросткам можно предложить присоединиться к музыкальной группе, спортивной команде или организовать киновечер с друзьями. Главное — дать возможность найти единомышленников.
-
Школа может и должна помогать. Учителя и администрация школы могут создать атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя ценным и нужным. По словам профессора Стэнфордского университета Джеффри Коэна, важно, чтобы ученики чувствовали, что их (1) видят, (2) верят в их потенциал и (3) что они не одиноки. Школьные мероприятия, командные проекты, дружелюбное отношение учителей — всё это способствует формированию чувства принадлежности.
-
Родителям тоже нужна поддержка. Знаете поговорку «Один в поле не воин»? Она как нельзя лучше отражает ситуацию с воспитанием детей. Родители, как и дети, нуждаются в социальной поддержке. Обсуждайте свои проблемы с другими родителями, делитесь опытом, ищите советы. Знание того, что вы не одиноки,— это уже огромная помощь.
Помните: успешная адаптация к школе — это не только хорошие оценки, но и ощущение принадлежности к коллективу, уверенность в себе и позитивное отношение к учёбе. Создавайте вокруг себя и своих детей атмосферу тепла, принятия и поддержки, и тогда любые трудности будут по плечу. Вы не одиноки!