Как призвать к ответственности: советы психолога
Узнайте, как сочувствие и эмпатия помогут направить человека к осознанию ошибок и желанию исправиться, а не сломают его.
Представьте: вас критикует человек, которого вы уважаете — наставник, тренер, учитель или родитель. Но делает это не с упреком, а с заботой и пониманием. Он пытается разобраться, почему вы так поступили, задает вопросы, помогает осознать последствия. Если вы испытываете вину, он создает безопасное пространство, где можно все исправить.
А теперь вспомните случай, когда вас пристыдили. Даже если вы понимали свою неправоту, тон критики, нападки на личность и неверие в вас парализовали любое желание меняться. Вместо размышлений о причиненном вреде, вы думали только о себе.
Чувствуете разницу? В первом случае вас призывали к ответственности с сочувствием. Во втором — пытались сломить и заставить измениться через унижение.
Когда вас одновременно понимают и призывают к ответственности, вы, скорее всего, почувствуете вину («Я поступил неправильно») и раскаяние («Я причинил боль и хочу это исправить»). Исследования показывают, что вина, пережитая в поддерживающей среде, мотивирует к позитивным действиям и способствует личностному росту. Она помогает избавляться от зависимостей, исправлять ошибки и восстанавливать отношения.
Даже если с вами говорят с сочувствием, чувство стыда все равно может возникнуть. Однако, приняв это сочувствие и проявив сострадание к себе, несмотря на ошибку, вы значительно повышаете вероятность измениться и не повторять ее в будущем. Самосострадание связано с эмпатией, альтруизмом, способностью встать на точку зрения другого и прощением.
Стыд и эмпатия: два сапога — пара, да не наша
Унижения и оскорбления редко приводят к позитивным изменениям. Если человек усваивает мысль: «Я плохой»,— он испытывает стыд. Стыд — это «мучительное ощущение, что мы дефектны и поэтому недостойны любви, принадлежности и связи». Он заставляет нас замыкаться в себе и лишает возможности сочувствовать другим или осознавать причиненный вред. Кратковременный стыд может заставить нас остановиться в моменте и позже переосмыслить ситуацию. Но длительный стыд связан с зависимостями, насилием, агрессией, депрессией, расстройствами пищевого поведения и даже неэтичным или нарциссическим поведением.
Унижение: корень жестокости
«Все жестокое и зверское, даже геноцид, начинается с унижения одного человека». — Кофи Аннан
Унижение не ведет к позитивным изменениям. Если человека унижают, и он считает это незаслуженным, он испытывает боль унижения — чувство несправедливого принижения и обесценивания. Исследования показывают, что унижение связано с повышенным риском агрессии и насилия, особенно в ситуациях травли и социальной изоляции. Анализ случаев со школьными стрелками часто выявлял, что насилие было спровоцировано унижением. Чувство унижения может быть использовано для радикализации: оно порождает желание мести или восстановления достоинства, что делает человека уязвимым для экстремистских идеологий. Радикальные группы могут эксплуатировать это чувство, предлагая путь к значимости, достоинству, искуплению и расширению возможностей через насилие.
Поэтому, прежде чем унизить обидчика, подумайте: не толкаете ли вы его еще дальше на путь насилия?
Ответственность: инструмент позитивных изменений
Призыв к ответственности, реализованный правильно, может стать мощным инструментом личностного роста. Он включает четкое изложение ожиданий, предоставление поддержки и ресурсов, а также акцент на поведении, а не на личности человека.
- Начните с сочувствия. Сочувствие включает признание вредоносного поведения, признание общей человеческой природы в этом поведении и проявление доброты.
- Сосредоточьтесь на поведении, а не на личности. Используйте «Я-высказывания», чтобы выразить, как поведение человека влияет на вас, вместо того чтобы нападать на его личность. Например, вместо «Ты безответственный!», скажите: «Я чувствую себя разочарованным, когда планы меняются в последний момент».
- Задавайте вопросы и размышляйте, чтобы развить эмпатию. Открытые вопросы о намерениях и точках зрения поощряют самоанализ и осознание. Интерес к чужой точке зрения демонстрирует сочувствие и помогает человеку осознать свои ошибки.
- Предлагайте поддержку и ресурсы. Ответственность — это не наказание, а помощь человеку в принятии лучших решений. Вместо того, чтобы «вызывать» человека на ковер, помогите ему исправить ситуацию, предложите инструменты и поддержку для изменения поведения. Вспомните, как в школе учителя предлагали дополнительные занятия тем, кто отставал.
- Будьте примером. Начните с самосострадания. Когда мы сострадаем себе, мы признаем свои вредные действия, осознаем свою человечность и даем себе право исправить ошибку. Это показывает другим, что мы способны брать на себя ответственность за свои действия и воспринимать критику.
Подходя к ответственности с эмпатией, уважением и акцентом на росте, мы можем создать среду, в которой люди чувствуют поддержку в позитивных изменениях.
Задумайтесь
- Вспомните случай, когда вам нужно было призвать кого-то к ответственности. Как вы подошли к ситуации, и каков был результат?
- Как вы можете практиковать самосострадание, когда совершаете ошибки, и как это может повлиять на то, как вы призываете к ответственности других?
Практическое упражнение на осознанность:
Подумайте о человеке, которого вы хотели бы призвать к ответственности за вредоносное поведение. Представьте, что подходите к нему. Обратите внимание на свой тон, язык тела и слова. С каким любопытством вы можете подойти к ситуации? Есть ли аспекты его поведения или точки зрения, которые можно понять? Как вы думаете, может ли ему понадобиться поддержка, утешение, совет, защита или помощь? Что вы можете предложить, чтобы помочь исправить ситуацию?
Не ждите идеального момента или подходящего случая, чтобы начать действовать. Начните прямо сейчас, с себя, с малого. Проявите больше сочувствия к себе и окружающим, и вы увидите, как изменится мир вокруг вас.