Как похвала влияет на успех ребенка: правда и мифы
Как похвала влияет на успех ребенка: правда и мифы: Разбираем ошибки в воспитании и учимся хвалить так, чтобы дети росли уверенными и успешными.
Все мы знаем, как важно поддерживать близких. Иногда доброе слово способно переломить ход событий, дать импульс для дальнейшего движения или разжечь угасающий энтузиазм, чтобы человек попробовал снова. Особенно это важно для детей. Но задумывались ли вы, что даже хвалить нужно правильно?
Представьте себе детскую спортивную секцию, гимнастика. Восторженные родители снимают происходящее на телефоны. Первое упражнение — лазание по канату. Маленькая девочка, словно супергерой, взлетает наверх без видимых усилий. Вторым пробует мальчик лет семи, крепкий, с задатками будущего спортсмена. Он хватается за канат, но, несмотря на старания, продвигается совсем немного.
И в первом, и во втором случае родители щедро хвалили детей. Девочке кричали: «Молодец, принцесса, ты забралась на самый верх!», а мальчику: «Так держать, чемпион, ты старался изо всех сил! Молодец, у тебя получается!». Но кто из этих детей получит больше пользы от такого поощрения? Кому будет легче справляться с жизненными трудностями?
Парадоксально, но больше пользы получит мальчик. И вот почему.
Что говорят исследования о похвале
Когда ребенка хвалят исключительно за результат, это может иметь обратный эффект. Гораздо важнее отмечать качества, которые он проявил, стараясь достичь успеха: усердие, настойчивость, креативность, умение работать в команде, планирование, спокойствие и концентрацию.
Хваля эти качества, родители преподают детям важные жизненные уроки. Ребенок понимает, что ошибки неизбежны, и не стоит их бояться. Неудачи случаются, но они не определяют его как личность и не влияют на конечный результат. Это укрепляет уверенность в себе и способствует росту.
У таких детей формируется так называемое «мышление роста». Это убеждение в том, что человек способен учиться, адаптироваться и развиваться. Они более настойчивы, легче переносят неудачи, и их самооценка основывается на стремлении к совершенствованию, а не на достижениях. Представьте себе школьника, который не расстраивается из-за ошибки в диктанте, а разбирает её с учителем, чтобы избежать ее повторения в будущем. Это и есть мышление роста в действии.
С другой стороны, похвала, ориентированная только на результат, может привести к «фиксированному мышлению». Это тупиковый путь развития. Ребенок начинает считать, что его способности неизменны и даны раз и навсегда.
Жизнь с фиксированным мышлением ведет к разочарованию, неуверенности и желанию сдаться. Дети с таким мышлением избегают сложных задач, боясь показаться менее способными, и чрезмерно беспокоятся о том, как их воспринимают окружающие. Это как страх выйти на сцену из-за боязни споткнуться.
Как формировать мышление роста?
Формирование у ребенка мышления роста — задача довольно простая. Безусловно, хвалить за успех можно и нужно. Было бы странно этого не делать. Однако основное внимание следует уделять признанию и поощрению тех качеств, которые ребенок проявил, стараясь добиться успеха.
Представьте, что вы ухаживаете за садом. Растения, которым вы уделяете больше внимания, растут лучше.
Что вы хотите вырастить в своем ребенке: внешние признаки успеха или характер? Если ваше внимание и похвала сосредоточены только на успехах, он также зациклится на результатах. При этом качества характера, проявленные при выполнении задачи, отойдут на второй план.
Но если вы будете хвалить настойчивость, дисциплину и умение работать в команде, ваш ребенок также начнет ценить эти качества. Применение этих качеств характера к достижению жизненных целей, в свою очередь, приведет к большему успеху.
У вас, как у родителя, всегда будет возможность помочь ребенку сформировать мышление роста. Моменты для обучения возникают каждый день. Например, если ребенок готовился к контрольной, чтобы получить пятерку, но получил четверку, вы можете сказать: «Я знаю, ты расстроен. Получилось не так, как ты хотел. Но я горжусь тем, как усердно ты готовился. Я видел, сколько времени и усилий ты приложил, чтобы выучить материал. Это было непросто. Молодец».
Не бойтесь ошибиться. Главное — акцентировать внимание на качествах характера, а не на результате. Это не значит, что не нужно радоваться успехам. Просто не стоит делать их приоритетом. Если вы видите, как ребенок несколько раз переделывает рисунок, чтобы добиться идеала, похвалите его за упорство и стремление к совершенству, даже если итоговый вариант далек от идеала.
Выводы
Детство полно вызовов. По своей природе годы взросления требуют от детей последовательного освоения новых задач. На этом пути похвала и поддержка родителей неоценимы.
То, как преподносится эта похвала, формирует восприятие успеха, неудачи и жизненных трудностей.
Сосредоточившись на качествах, которые ребенок проявляет при преодолении трудностей, вы преподадите ему ценные жизненные уроки, которые он пронесет во взрослую жизнь. Помогайте своим детям становиться лучше — и они обязательно добьются успеха!