Как реагировать на критику: 5 вопросов себе

Прежде чем спорить, спросите себя об источнике, пользе и закономерности критики, чтобы расти, а не обижаться.

Когда критика обрушивается со всех сторон, как сохранить самообладание?
Когда критика обрушивается со всех сторон, как сохранить самообладание?

В какой-то момент на работе каждый из нас сталкивается с критикой. От нашей реакции зависит, станет ли это полезным опытом или же оставит после себя обиду и демотивацию. Прежде чем вставать в оборону, задайте себе несколько важных вопросов. Они помогут не только пережить неприятный момент, но и извлечь из него пользу.

Первый и самый важный вопрос: Насколько обоснована эта критика? Кто её высказывает? Компетентен ли этот человек в данном вопросе? Разбирается ли он в ситуации? Возможно, критика исходит от коллеги, который плохо знаком с вашей работой или просто пытается выместить злость. В таком случае возникает соблазн отмахнуться. Но не торопитесь. Даже если источник критики не идеален, в ней может быть доля правды, которая поможет вам стать лучше.

Важно понимать намерения критикующего. Действительно ли он хочет помочь вам улучшиться, или его мотивы связаны с желанием казаться умнее, почувствовать превосходство или даже подставить вас? Если намерения искренние, то даже неприятную критику можно рассматривать как ценный подарок. Ведь человеку, вероятно, было непросто её озвучить. Представьте, что ваш руководитель, обычно хвалящий вас за отчёты, вдруг указывает на серьёзные недостатки. Возможно, он делает это, чтобы вы достигли нового уровня, а не просто придирается.

Второй вопрос: Можно ли что-то изменить, основываясь на этой критике? Полезная критика всегда касается конкретных действий и поступков, которые можно исправить. Если же вам говорят что-то вроде: «Ты необщительный» или «Ты слишком эмоциональный», то это сложно использовать для саморазвития. В такой ситуации важно сохранять спокойствие и задавать уточняющие вопросы. Попробуйте выяснить, какие конкретно ваши действия вызвали такое впечатление. Например, вместо «Ты необщительный» можно услышать: «Ты редко участвуешь в обсуждениях во время командных встреч». Это уже конкретика, с которой можно работать.

Третий вопрос: Наблюдается ли закономерность? Однократную критику легко проигнорировать, списав всё на предвзятость или плохое настроение критика. Но если похожие замечания регулярно звучат от разных людей и в разных ситуациях, стоит задуматься. Возможно, в этом есть зерно истины. Например, если несколько коллег независимо друг от друга отмечают, что вы часто перебиваете собеседников, то это повод обратить внимание на свою манеру общения.

Четвёртый вопрос, пожалуй, самый сложный: Как не занять оборонительную позицию? Критика автоматически вызывает желание защищаться, объяснять свои действия или переводить стрелки на других. Но помните: если вы начинаете спорить и оправдываться, критикующий почувствует разочарование, и его негативное мнение о вас только усилится. Подготовьтесь к критике заранее! Представьте ситуацию, в которой вам предстоит её услышать. Продумайте возможные комментарии и свои реакции. Как вы обычно реагируете? Насколько эта реакция эффективна? Подумайте, как можно отреагировать более конструктивно.

Существуют простые, но эффективные упражнения, которые помогут снизить уровень защитной реакции. Непосредственно перед встречей, на которой ожидается критика, вспомните о том, что для вас важно в жизни помимо работы. Это может быть семья, друзья, хобби, здоровье — всё, что приносит вам радость и наполняет жизнь смыслом. Другой способ — окунитесь в приятные воспоминания. Вспомните какое-то яркое и радостное событие и постарайтесь пережить его заново. Это поможет вам почувствовать себя более уверенно и спокойно. Даже если вы не согласны с критикой, старайтесь слушать и задавать вопросы, не переходя в оборону и избегая сарказма. В конце разговора просто поблагодарите человека за то, что он поделился своим мнением, даже если вам это было неприятно. А что делать с этой информацией дальше — решать вам.

И, наконец, пятый вопрос: Какие уроки я могу извлечь из этой ситуации? Независимо от того, насколько справедлива критика, она предоставляет возможность для личностного роста. Как этот опыт может сделать вас лучше? Какой будет ваша реакция на критику в следующий раз? Ваша реакция на критику — это показатель вашей психологической зрелости. Умение достойно её принимать отличает вас от других и от вашего прежнего «я». Замечайте свой прогресс и хвалите себя за усилия, которые вы прилагаете для саморазвития. Ведь работа над собой — это самый важный вклад в своё будущее. Примите критику как вызов и станьте лучшей версией себя!

Metanaut.ru

, , ,