Учеба без пользы? Как знания применить в жизни

Раскрываем секреты, как превратить школьные формулы и правила в реальные инструменты для успеха и счастья вашего ребёнка

За окном — игра, в тетради — тоска: образование, оторванное от жизни.
За окном — игра, в тетради — тоска: образование, оторванное от жизни.

Стоите в пробке, забирая ребенка из школы. Наконец, ваше чадо уныло плюхается в машину. Вы задаете дежурный вопрос: «Ну, как дела в школе?» И уже ко второй неделе учебы знаете, что услышите в ответ. После очередного дня, проведенного в муках, ребенок бурчит: «Да зачем мне вообще нужна вся эта ерунда?» Знакомо? Прежде чем начинать свою хорошо отрепетированную лекцию о важности образования, задумайтесь: а вдруг он прав? К сожалению, современное образование часто грешит тем, что знания остаются запертыми в классе, не находя применения в реальной жизни.

Зачем все это учить? Проблема переноса знаний

Неприятная правда, которую некоторые педагоги знают, но предпочитают не озвучивать: в процессе обучения часто не делается акцент на переносе знаний. В результате большая часть учебного материала остается теорией. Дети зубрят формулы и понятия для контрольных, пересказывают историю, которую можно нагуглить, анализируют литературу, но эти знания редко связываются с их жизнью и будущими планами. Это как учиться плавать, изучая химический состав воды в бассейне — вроде бы и связано, но ценность знания теряется.

Исследования показывают, что перенос знаний — способность применять изученное в новых ситуациях — не происходит автоматически. На практике это означает, что ученик может отлично сдать экзамен и рассказать наизусть теорию, но при этом не понимать, зачем ему это нужно. Он может виртуозно решать алгебраические уравнения, но не сможет рассчитать, выгоден ли ему автокредит. Он может получать одни пятерки, но обладать набором бесполезных знаний, которые легко найти в интернете. Именно поэтому школа кажется многим детям бессмысленной и вызывает разочарование. Как говорится, «знание — сила», но без умения применять его, это лишь потенциальная, нереализованная сила.

Как учат «для галочки» и что реально вдохновляет на учебу

Даже учителя с самыми лучшими намерениями невольно подрывают интерес учеников, сосредотачиваясь на неправильных мотивах для обучения, вместо того, чтобы развивать любознательность. Фразы вроде: «Это будет на контрольной, так что слушайте внимательно», «Мы должны пройти эти темы, если хотите работать на компьютере», «Я знаю, это сложно, но вы должны это знать»,— посылают неправильные сигналы, подразумевая, что учеба — это обязанность. Ученики быстро понимают, что содержание урока не имеет отношения к их жизни и интересам. Вспомните типичные школьные ситуации:

  • Урок науки, основанный на страхе: «Если мы не поймем, что такое изменение климата, планета будет уничтожена, и будущие поколения будут страдать».
  • Урок математики, вызывающий тревогу: «Если вы не сможете решать эти уравнения, вы никогда не станете врачом или инженером и не сможете успешно вести бизнес».
  • Урок истории, полный мрачных событий: «Изучайте историю рабства, чтобы не повторять самые темные ошибки человечества и предотвратить будущие злодеяния».
  • Урок литературы, наводящий ужас: «Анализируйте „Мастера и Маргариту“, иначе останетесь культурно неграмотными и интеллектуально неполноценными».

Такие подходы, хоть и из лучших побуждений, вызывают защитную реакцию, которая блокирует обучение. Мозг учеников переходит в режим обнаружения угроз, что делает практически невозможным формирование положительных ассоциаций, необходимых для переноса знаний. Другими словами, они отключаются и перестают слушать, потому что информация кажется бессмысленной. Это все равно, что пугать ребенка зубным врачом, вместо того чтобы объяснить важность гигиены полости рта.

Альтернативный подход подчеркивает возможности, которые открывает обучение:

  • Наука, дающая возможности: «Понимание науки о климате поможет вам стать информированным гражданином, который может принимать разумные потребительские решения и даже найти высокооплачиваемую работу в растущей „зеленой“ экономике».
  • Математика, применимая к жизни: «Освоение этих уравнений дает вам возможность анализировать все, от спортивной статистики до процентных ставок по ипотеке, делая вас подкованным в принятии решений в повседневной жизни».
  • История, дающая уроки: «Изучение прошлых социальных движений раскрывает стратегии, которые привели к позитивным изменениям, давая вам инструменты для создания союзов с кем угодно, даже с вашими врагами».
  • Литература, помогающая понять себя: «Анализ мотиваций персонажей и сюжетных линий помогает понять человеческую психологию, улучшить отношения и даже стать лучшим рассказчиком в своей жизни».

Что сказать учителю вашего ребенка и как помочь ему дома

Когда у вас будет возможность поговорить с учителем или объяснить своему ребенку, как сделать обучение более значимым, следуйте проверенным стратегиям. То, что не делается в школе, можно делать дома.

  • Установите четкие связи. Не думайте, что ученики сами поймут, как содержание урока связано с их жизнью. Четко указывайте на эти связи. Когда учите техникам убеждения, свяжите их с рекламой, социальными сетями и давлением сверстников. Когда проходите статистику, свяжите ее со спортивной аналитикой, исследованиями здоровья и интерпретацией новостей. Ученикам нужно говорить, почему знание ценно и важно для их жизни. Перенос знаний не происходит автоматически и должен быть осознанным намерением учителя. Предложите ребенку найти примеры использования полученных знаний в жизни.
  • Используйте поп-культуру в качестве учебного инструмента. Опирайтесь на то, что ученикам уже интересно. Анализируйте поведение знаменитостей с помощью психологических теорий. Изучайте сюжеты фильмов на предмет литературных приемов. Расшифровывайте тренды социальных сетей, используя математические и социологические концепции. Когда ученики видят свои интересы, отраженные в учебном содержании, вовлеченность резко возрастает. Разберите с ребенком любимый фильм или сериал с точки зрения пройденных тем.
  • Включите задания для самоанализа. Разрабатывайте задания, которые требуют от учеников изучать свой собственный опыт. Пусть они анализируют свои учебные привычки, используя теории обучения, или оценивают свои отношения с помощью психологических концепций. Такая личная связь превращает абстрактные теории в практические инструменты самопознания. Помогите ребенку проанализировать свои сильные и слабые стороны, используя полученные в школе знания.
  • Задавайте «волшебный» вопрос. Включайте в контрольные вопросы и регулярно спрашивайте учеников: «Как вы можете использовать это вне школы?» Этот простой вопрос заставляет их задуматься о практическом применении и укрепляет связь между теорией и практикой. Перенос знаний улучшается, когда стратегии оценки подчеркивают практическое применение наряду с теоретическим освоением. Предложите ребенку пофантазировать, как он может использовать полученные знания в будущем.

Суть

Нежелание вашего ребенка учиться — это не недостаток характера, а рациональный ответ на образовательную систему, которая часто отдает приоритет передаче информации, а не практическому применению. Когда ученики не видят, как их учеба связана с их жизнью, целями и интересами, они, конечно, потеряют интерес. Разве вы поступили бы иначе?

Решение не в том, чтобы снижать стандарты или делать все «веселым». Решение в том, чтобы сделать обучение действительно полезным, сознательно и явно связывая учебный материал с реальными приложениями. Когда образование превращается из чего-то, что нужно перетерпеть, в то, что ценится, выигрывают все, даже самый разочарованный и непослушный ученик, который предпочел бы думать о чем угодно, только не о том, что он узнал в школе. Помните: знания должны вдохновлять, а не подавлять!

Metanaut.ru

, , ,