Вечерние истерики? Как помочь ребенку расслабиться
Узнайте, как помочь истощенному контролем ребенку восстановиться после школы с помощью простых, но действенных способов: вода, движение и игра
Представьте: вы с нетерпением ждете ребенка из школы, предвкушая его рассказы о насыщенном дне, но вместо этого встречаете слезы, истерики или вспышки гнева. Или, возможно, дома вас ждет другая картина: ребенок вдруг становится неуправляемым, ведет себя вызывающе, и его невозможно успокоить. Добро пожаловать в мир, который психологи называют «синдромом вечернего расслабления».
В течение учебного дня ребенок старается держать себя в руках: следует правилам, вежливо разговаривает, сидит смирно и контролирует свои эмоции. Он тратит огромное количество энергии на самоконтроль, истощая мозг и тело. Возвращаясь домой, в безопасное место, он наконец ослабляет защиту, которую держал весь день. Одна мама на консультации точно подметила: «В школе у сына отличные оценки за поведение, а дома он просто рассыпается. Капризный, дурачится и иногда взрывается». В этом и заключается суть «синдрома вечернего расслабления».
Этот синдром — довольно предсказуемая реакция, знакомая многим родителям. Он не является признаком психического расстройства, хотя дети с определенными диагнозами могут быть более ему подвержены. Само по себе это состояние не патологическое. Как же помочь ребенку справиться с этим непростым периодом? Вот пять неожиданных советов.
-
Не спрашивайте сразу: «Как дела в школе?». Момент, когда ребенок переступает порог дома, — не лучшее время для словесного разбора полетов. Область мозга, отвечающая за обработку информации (левая префронтальная кора), и так перегружена после долгого дня сдерживания. Спросить «Как дела в школе?» — все равно что разбудить вас в два часа ночи и потребовать немедленно написать диплом. Конечно, можно попытаться, но сейчас эта часть мозга не в состоянии функционировать на полную мощность. Начните с простого присутствия и установления контакта. Достаточно поздороваться и позволить ребенку заняться своими делами. Разговор подождет, пока мозг не перезагрузится.
-
Наполните тело энергией, прежде чем требовать работы от мозга. У «синдрома вечернего расслабления» есть биологическая основа. Многие дети возвращаются домой обезвоженными, голодными и с неудовлетворенными базовыми потребностями. Некоторые стесняются ходить в туалет в школе и не осознают, что полный мочевой пузырь тоже является источником дискомфорта. Прежде чем сосредотачиваться на поведении, восстановите физические ресурсы. Предложите воды, сбалансированный перекус с белком или напомните о необходимости сходить в туалет. Нервная система успокаивается быстрее, когда удовлетворены потребности тела.
Если вы хотите использовать систему поощрений, направьте ее на формирование здоровых привычек. Например: «Прежде чем играть или смотреть мультики, поешь, попей и сходи в туалет — и получишь наклейку на доску». Не стоит использовать систему поощрений для контроля поведения после школы: «Если придешь домой и будешь хорошо себя вести, получишь наклейку». Нельзя поощрять поведение, которое противоречит биологическим потребностям. Это научит ребенка игнорировать сигналы своего тела.
- Включите движение в процесс переключения. Детям нужно «стряхнуть» с себя неподвижность школьного дня. Создайте ритуал, включающий движение, прежде чем приступать к домашнему заданию или делам по дому. Это может быть несколько минут прыжков на батуте, прогулка с собакой или даже танцевальная вечеринка на кухне. Вспомните советские «пятиминутки» физкультуры.
Потребность в движении у всех разная. Кто-то любит сладкое, кто-то — соленые и хрустящие закуски. Так же и детям требуется разное количество движения для нормальной работы нервной системы. И это абсолютно нормально. Небольшая адаптация может иметь большое значение. Например, можно использовать эластичные ленты под столом, подушки для устойчивости или даже стоячие парты, чтобы дети могли «ёрзать на месте» во время занятий в школе. Эти приспособления улучшают обучение в классе и часто смягчают проявления «синдрома вечернего расслабления» дома.
-
Напоминайте себе, что это не личное оскорбление. Когда ребенок «ломается» дома, легко почувствовать себя отвергнутым. Многие родители начинают сомневаться в себе и переживать, что поведение ребенка свидетельствует об их несостоятельности. На самом деле «синдром вечернего расслабления» не имеет к вам никакого отношения. Напротив, это может быть признаком того, что вы хороший родитель. Ваш ребенок чувствует себя достаточно в безопасности дома, чтобы расслабиться и дать волю своим эмоциям. Нервная система ребенка ищет регуляцию в месте, где он чувствует себя наиболее защищенным. Не думайте, что это отражает ваши родительские навыки.
-
Примите хаос с помощью игры. Иногда лучшая реакция — не подавлять энергию, а перенаправить ее. Запланируйте что-нибудь глупое и безумное сразу после школы. Включите музыку и поиграйте в «замри», устройте полосу препятствий или позвольте ребенку посоревноваться с вами в беге до почтового ящика. Игра сжигает накопившуюся энергию и сигнализирует ребенку о том, что дом — это место, где он может быть самим собой.
«Синдром вечернего расслабления» — более распространенное явление, чем кажется. Это естественный выход напряжения после нескольких часов усердной саморегуляции. Вместо того чтобы сосредотачиваться на контроле поведения, подумайте о восстановлении регуляции. Забудьте вопрос «Как дела в школе?», помогите телу ребенка перезагрузиться, дайте его мозгу время на восстановление и полагайтесь на ритуалы движения и игры. Со временем эти стратегии снизят интенсивность «расслабления» и укрепят вашу связь с ребенком.