Злорадство? Почему мы чувствуем чужую боль
Как распознать «амбивалентное сострадание» и использовать противоречивые чувства, чтобы стать более человечным и понимающим к другим
Бывало ли у вас такое: слышите о чужой неудаче и вместо сочувствия ощущаете… что-то другое? Лёгкое злорадство, удовлетворение или даже оцепенение? Не спешите винить себя. Все мы люди, и сложные чувства — это нормально. Главное — что мы с ними делаем.
В психологии существует понятие «злорадство» — когда нам приятно от чужой боли. Вспомните, как радуются болельщики поражению команды соперников или как мы ухмыляемся, когда лихач, подрезавший нас на дороге, застревает в пробке. Но жизнь сложнее, чем просто «хорошо» или «плохо». Часто наши эмоции перемешиваются, создавая сложный коктейль, который психологи называют «амбивалентным состраданием».
Что это значит? Например, вашего бывшего коллегу, с которым у вас были напряженные отношения, не повысили. С одной стороны, облегчение: «Наконец-то его раскусили!». Но в то же время вы помните, как мечтали о повышении и не получили его. Или, скажем, у вашей бывшей девушки не складывается личная жизнь, и промелькнет мысль: «Ну да, меня так просто не забудешь!». Но где-то в глубине души остаётся и сожаление о том, что она ещё не нашла своё счастье. Даже в новостях: вроде бы геополитика, но за сводками об успехах и неудачах другой страны мы забываем, что там тоже живут люди.
Особенно сложно, когда случается трагедия. Возьмём, например, ситуацию, когда кто-то, чьи взгляды вам чужды, сталкивается с бедой. Злорадства, конечно, быть не должно. Но и простого сочувствия может не хватить. Чувствуешь отвращение к произошедшему, но и сочувствие к его семье, размышляешь о последствиях. Это нормально — испытывать противоречивые чувства. Главное — честно признаться себе в них, вместо того чтобы притворяться святым или злорадствовать.
Как говорила Тара Брах, известная учительница медитации: «Ничто человеческое мне не чуждо». Не нужно изгонять из себя «неудобные» чувства. Наоборот, нужно их приветствовать. Когда мы признаем сложность и противоречивость своей натуры, нам становится легче принимать сложность других людей. Важно не то, что мы чувствуем, а как мы поступаем. Амбивалентное сострадание даёт нам возможность выбирать, как реагировать — действовать из глубокого чувства человечности и заботы.
Есть простая практика, которая поможет замедлиться и принять свои чувства. Она называется RAIN:
- R (Recognize — Признайте): Заметьте, какие чувства вы испытываете — злость, неприязнь, заботу.
- A (Allow — Разрешите): Позвольте им быть, даже если они кажутся противоречивыми и неприятными.
- I (Investigate — Исследуйте): Почувствуйте, где это чувство живёт в вашем теле? К чему оно вас подталкивает? Возможно, оно указывает на вашу заботу о других или напоминает о нашем общем человеческом начале.
- N (Nurture — Питайте): Относитесь к себе с сочувствием. Помните, что испытывать сложные чувства — это нормально. Все мы это делаем, если внимательно прислушиваемся к себе.
Представьте: вы стоите в очереди в магазине, и какая-то женщина начинает ругаться с продавцом, требуя бесплатный товар. Вы чувствуете и раздражение, и жалость одновременно. Признав оба этих чувства, вы сможете отреагировать на ситуацию с пониманием, а не с чувством превосходства.
Амбивалентное сострадание не решает всех наших проблем. Но оно напоминает нам, что в эпоху поляризации и быстрых ответов мы не обязаны быть простыми и однозначными. Как говорил Уолт Уитмен: «Я велик, я вмещаю в себя множество противоречий». Мы можем не соглашаться с чьими-то взглядами и одновременно сочувствовать его боли и страданиям его близких. И в мире, полном боли, умение быть сложным, но человечным — это, пожалуй, самый важный выбор, который мы можем сделать.