Детская тревожность: как помочь ребенку без истерик
Как создать островок безопасности с помощью простых ритуалов, музыки и микро-шагов, чтобы ребенок смело встречал новые вызовы
Мам, я не пойду! Там страшно!' Эта фраза, как назло, срывается с уст ребенка в самый неподходящий момент: перед школой, на пороге новой секции или даже на радостном празднике, например, перед концертом. Знакомо?
Представьте: дети, словно горошины, высыпают из школьного автобуса. Взъерошенные волосы, липкие от сладостей пальцы, кто-то перевозбужден, кто-то оглушен усталостью. И среди них — тот самый тревожный ребенок, который со слезами на глазах уверяет, что завтра в школу не вернется. Или тот, кто устраивает истерику из-за домашнего задания после и без того изматывающего дня. Как же поддержать наших детей в этом непростом водовороте будней?
Часто мы пытаемся утешить их привычным способом: крепко обнимаем, нежно гладим по голове, стираем слезы с щек. Даем возможность пережить истерику или тихо посидеть с любимой игрушкой, книжкой, послушать песню. Но, если сочетать объятия и одну и ту же песню достаточно долго, она сама станет напоминанием о комфорте — своего рода «обнимашкой», которую ребенок сможет носить с собой, даже когда вас нет рядом.
В этом и заключается осознанное родительство. Маленькие шаги. Постоянный анализ того, как мы можем поддержать тревожного ребенка, принять его таким, какой он есть, и помочь ему расти.
Тревожное взросление
Детский психолог Анна Петрова, работающая в Московском городском психолого-педагогическом университете, сталкивается с этим каждый день. Она специализируется на тревожных расстройствах, ОКР и травмах у детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Тревожность в этом возрасте проявляется по-разному, но она абсолютно реальна», — объясняет Анна.
Она рассказала о мальчике, который убегал, как только начинали аплодировать. Для него этот шум был не просто неожиданным, а казался непреодолимым препятствием. «Мы работали над тем, чтобы он просто находился рядом с аплодирующими людьми, — говорит Анна. — И у него неплохо получалось. Такие маленькие победы имеют огромное значение».
И этот ребенок не одинок. Статистика показывает, что повышенную тревожность испытывает каждый пятый российский школьник. И дело не в том, что дети вдруг «стали более тревожными», а в том, что семьи и школы научились замечать, распознавать и реагировать на это.
«Школьный шторм»
Начало учебного года выводит эти проблемы на поверхность. Новые учителя, изменившийся распорядок дня, толпы в коридорах — идеальный шторм как для детей, так и для взрослых, которые о них заботятся.
Педагоги часто говорят о детской тревожности как об одной из главных проблем. Родители замечают это в первые, неспокойные недели учебы: привычные ритуалы дают сбой, эмоции накаляются, а переход от летней свободы к школьной дисциплине кажется непосильным.
Этот переход — распространенная «горячая точка». Исследования показывают, что предсказуемый распорядок дня значительно снижает уровень стресса у детей.
Шаг за шагом навстречу страху
Что же делать?
Анна Петрова подчеркивает: главный способ поддержать тревожного ребенка — это постепенное «знакомство» со страхом, помощь в преодолении того, что кажется пугающим, небольшими, управляемыми шагами. Главное — не заставлять ребенка «перебороть себя». Важно практиковать храбрость в микродозах, отмечать даже малейший прогресс и постепенно наращивать «толерантность» к пугающим ситуациям. Исследования показывают, что постепенное и поддерживаемое «привыкание» к раздражителю снижает избегающее поведение и укрепляет устойчивость к стрессу.
Родители могут использовать этот же принцип дома или при подготовке к школе:
- Начните с малого. Если переполненный класс кажется пугающим, начните с коротких визитов или даже просто прогулок мимо двери.
- Хвалите за старания, а не за результат. Уже то, что ребенок пришел,— это победа.
- Создайте предсказуемость. Когда все вокруг кажется новым, привычные ритуалы помогают почувствовать себя в безопасности. Утренние традиции, песенка на прощание или даже просто забавная «секретная» форма приветствия помогут ребенку почувствовать опору.
- Сформируйте команду поддержки. Друзья, школьный психолог, учитель, водитель автобуса. Команда, на которую можно опереться в трудную минуту.
Музыка как помощник
Музыка естественным образом отражает эти стратегии. Размеренный ритм может регулировать дыхание и сердечный ритм. Знакомая песня может облегчить переход к новой деятельности. Веселые звуковые игры могут сделать храбрость чем-то забавным, а не страшным.
- «Плейлист храбрости». Подборка любимых песен, которые ребенок слушает перед тем, как войти в новую ситуацию. Например, «Солнечный круг, небо вокруг» или «Вместе весело шагать по просторам».
- Музыкальная «терапия». Когда музыка используется осознанно, возможности выбора песен для концентрации внимания, установления контакта, развития исполнительных функций, создания рутины безграничны. Даже совместное прослушивание музыки, от поп-музыки до классики, создает общее впечатление, способствующее высвобождению окситоцина, а музыка с более медленным ритмом помогает снизить уровень кортизола. Все это полезно для тревожного ребенка.
- Общение через песню. Совместное исполнение припева или колыбельной — будь то «Спят усталые игрушки» или народная песня, которую поют в вашей семье,— напоминает детям, что они не одиноки.
Музыка задействует лимбическую систему мозга (эмоции), префронтальную кору (планирование) и вегетативную нервную систему (сердечный ритм и дыхание). Она может снижать уровень кортизола, снимать физиологический стресс и способствовать установлению связей.
Инструменты, помогающие детям справляться с тревогой
Детский психолог Анна Петрова подчеркивает важность «знакомства» с пугающей ситуацией небольшими шагами. «Мы же не требуем, чтобы ребенок сразу нырнул на глубину, — говорит она. — Мы начинаем с малого — может быть, просто посидим рядом с бассейном, — и наращиваем уверенность с каждым шагом».
Для семьи это может означать:
- Практикуйте школьные ритуалы до начала учебы (прогулка до школы, распаковка рюкзака).
- Проигрывайте дома сложные моменты («Что мы будем делать, если завтра будет трудно прощаться?»).
- Совмещайте дыхание с музыкой. Медленное пение песни, например, «Жили у бабуси два веселых гуся» в такт дыханию, может снизить тревожность эффективнее, чем просто слова «сделай глубокий вдох».
Экспресс-методы для родителей
- Озвучьте страх. Назовите его своими словами («Я вижу, ты волнуешься из-за шума»), чтобы дать понять, что вы понимаете чувства ребенка.
- Подключите ритм. Попробуйте вместе вдыхать на четыре счета и выдыхать на четыре счета перед тем, как отправить ребенка в школу.
- Придумайте песню на прощание. Что-то короткое, милое и повторяющееся сигнализирует о безопасности и завершении.
- Знакомьте со страхом постепенно. Определите «триггер». Например, если это аплодисменты, начните с постукивания пальцами, затем тихих хлопков, затем скандирования группой — всегда в сочетании с поощрением.
В заключение
Переход к новому учебному году вызывает тревогу как у детей, так и у родителей. Как напоминает нам Анна Петрова, «эти маленькие победы имеют огромное значение». В сочетании с регулирующей и объединяющей силой музыки, семьи могут дать детям и смелость, и инструменты для преодоления страха.
Родителям не нужно пытаться устранить страх — это невозможно. Но мы можем помочь детям пройти через него: шаг за шагом, песня за песней, вдох за вдохом.
Если саундтрек тревожности — это «Я не могу», то цель этого периода — мягко переписать мелодию на «Я могу попробовать».