Детский стресс: как игра лечит тревогу и депрессию
Как вернуть ребенку радость и помочь справиться с тревогой: простые советы родителям и учителям, проверенные детством.
Помните ли вы свое детство? Многие наверняка вспомнят, как гоняли на велосипеде до темноты, строили шалаши из одеял, придумывали игры с друзьями во дворе. Дни казались бесконечными, наполненными смехом, ссадинами на коленках и свободой быть собой. А что происходит с детьми сейчас? Кажется, на их плечи взвалилось непомерно много.
Школьный день стал длиннее, домашние задания начинаются чуть ли не с детского сада, а «свободное время» часто заполнено секциями, репетиторами и гаджетами. Строгий режим и постоянное давление вытеснили беззаботность, которая когда-то была неотъемлемой частью детства. И это не могло не сказаться на их психологическом состоянии. За последние 50 лет резко возросло количество тревожных расстройств, депрессий и проблем с вниманием. И это только верхушка айсберга. Многие дети тихо страдают, испытывая переживания, которые они еще не могут выразить словами. Эксперты утверждают, что дело не только в улучшении диагностики, но и в том, что изменилось само понятие детства.
Гонка за взрослением
Мы перестали давать детям возможность просто быть детьми. Превратили ранний возраст в соревнование, форсируя обучение, сокращая время на игры и заполняя внеурочное время «полезными» занятиями. В современных детских садах и начальных классах программа зачастую сложнее, чем была раньше. Вместо того чтобы бегать и играть с друзьями после школы, многие дети отправляются на уроки, тренировки или к репетиторам. Родители делают это из любви и желания подготовить детей к будущему. Но в итоге мы получаем детей, которые испытывают стресс, тревогу и теряют связь с простыми радостями взросления.
Игра — та самая свободная, творческая и неструктурированная деятельность, которую мы так хорошо помним, — незаметно исчезла из их жизни. А это серьезная проблема! Игра — это не просто развлечение. Это способ, с помощью которого дети учатся мыслить, воображать, работать в команде и справляться с жизненными трудностями. Американская академия педиатрии несколько лет назад точно подметила: игра — это не факультатив. Это важная составляющая здорового развития. Благодаря игре дети учатся справляться со стрессом, решать проблемы, заводить друзей и понимать окружающий мир. Лишая их этого, мы отнимаем один из важнейших кирпичиков, необходимых для формирования эмоциональной устойчивости.
Неудивительно, что многие дети тяжело пережили пандемию. Психолог Питер Грей писал, что по мере сокращения свободного и неструктурированного времени для игр, детская тревожность и депрессия стремительно возросли. Игра помогает детям познавать себя и обретать уверенность. Без нее они часто чувствуют себя потерянными и испытывают давление.
Решение: дайте им играть!
Решение простое: детям нужно больше времени на игры. Не в качестве очередного пункта в расписании, а как неотъемлемую часть повседневной жизни. Школы могут помочь, защищая время на перемены и продленку, а не сокращая их до десяти торопливых минут. Учителя могут вернуть любознательность и творчество в учебные классы. Родители могут оставлять в течение дня время для безделья. Не стоит переживать, если ребенок просто играет во дворе, придумывает игры или лежит на ковре, рисуя. Это не потерянное время, это — детство.
Общество тоже может внести свой вклад. Нужно строить больше парков, поддерживать работу библиотек и создавать безопасные места, где дети могут собираться и общаться друг с другом. Важно помнить, что психическое здоровье — это не только терапия или лекарства. Это еще и образ жизни. Подобно здоровой пище и хорошему сну, игра является лекарством для растущего мозга.
Возвращение детства
Не существует универсального решения, но одна истина очевидна: дети, у которых есть возможность регулярно играть, преуспевают больше. Они сильнее, счастливее и увереннее в себе. Рост проблем с психическим здоровьем у детей связан с тем, что мы у них забрали. Годами мы отнимали у них свободное время, воображение и радость, которые когда-то определяли понятие детства. Теперь мы расплачиваемся за это.
Вернуть игру — это не значит повернуть время вспять. Это значит вспомнить о том, что действительно важно, и довериться тому, что мы и так знаем в глубине души. Детство — бесценно и скоротечно. А игра — его сердцевина. Возможно, пришло время ослабить давление, замедлиться и дать детям то, что когда-то было у нас: свободу смеяться, исследовать, мечтать и просто быть детьми.