Принцип направляющего поведения: меняем себя и других
Переходите от упреков к эмпатичному поиску конструктивных альтернатив для удовлетворения глубинных запросов, укрепляя личные и межличностные связи
Работая с дошкольными учреждениями, мы регулярно помогаем воспитателям выявлять истинные причины сложных поведенческих проявлений у детей и разрабатывать эффективные, поддерживающие стратегии для их смягчения. В ходе этих наблюдений была выявлена ключевая закономерность, актуальная не только для малышей, но и для взрослых. Когда взрослые пытаются скорректировать поведение ребёнка, указывая на его «неправильные» действия, многие дети замыкаются, отстраняются или, напротив, начинают проявлять протест, упрямство и агрессию.
Эта особенность особенно выражена у людей с высокой чувствительностью, которые остро реагируют на внешние воздействия. Они склонны воспринимать критику как личное осуждение, как удар по самооценке. Поглощённые сильными эмоциями, они не способны усвоить урок, который пытается донести собеседник, что в итоге не приводит ни к позитивному разрешению ситуации, ни к желаемому изменению поведения. Этот принцип, как оказалось, прекрасно работает и во взрослой жизни, проявляясь как в нашем внутреннем диалоге, так и во взаимодействии с окружающими.
Вместо того чтобы критиковать и исправлять «неправильное» поведение, гораздо эффективнее направить человека к желаемому, конструктивному действию, которое при этом удовлетворяет ту глубинную потребность, что стоит за его текущими проявлениями. Этот подход позволяет избежать чувства стыда, способствует истинному обучению и сохраняет эмоциональную связь.
Рассмотрим, как это работает в повседневных ситуациях, изначально опираясь на детские примеры, а затем перенося их на взрослый мир.
Ситуация 1: Деструктивное проявление и потребность в активности
- Классический подход (часто неэффективный): Воспитатель говорит ребёнку: «Прекрати ломать башню друга. Это нехорошо. Посмотри, как ему грустно». Такая критика может вызвать у ребёнка чувство вины или раздражение, но не научит его контролировать потребность что-то разрушать или активно действовать.
- Принцип «Направляющего поведения»: «Тебе нужно что-то сломать? Отлично, ты можешь построить свою собственную башню, чтобы её разрушить». Затем мы направляли ребёнка к строительству его собственной башни. Таким образом, проблема была решена, а урок усвоен без чувства стыда.
Как это применить к себе (взрослому):
Представьте, что вы склонны к прокрастинации, избегая важные, но неприятные задачи. Вместо того чтобы ругать себя: «Я должен перестать откладывать! Я такой безответственный!», — спросите себя: «Что мне на самом деле нужно, когда я прокрастинирую? Отдых от перегрузки? Снижение тревоги по поводу задачи? Изменение вида деятельности?»
- Направленное действие: «Я вижу, что я устал и мне нужна передышка. Я дам себе 15 минут на приятное занятие (например, прогулку), а потом вернусь к задаче, разделив её на маленькие, управляемые шаги». Здесь вы удовлетворяете потребность в отдыхе и одновременно направляете себя к продуктивному действию.
Ситуация 2: Импульсивность и потребность в сенсорной стимуляции
- Классический подход: Ребёнок в кругу стучал по спине сидящего впереди одноклассника. Учитель постоянно поправляла его, становясь всё более раздражённой: «Перестань, твоему другу это не нравится!» Ребёнок опускал голову и начинал хныкать.
- Принцип «Направляющего поведения»: Мы вручали ребёнку мягкий мячик и говорили: «Тебе нужно чем-то занять руки? Отлично, возьми вот это». Ребёнок переставал беспокоить сверстника и с увлечением включался в занятие.
Как это применить к себе (взрослому):
Допустим, вы замечаете за собой привычку бесцельно листать ленту социальных сетей, когда чувствуете скуку или лёгкое беспокойство. Вместо самобичевания: «Я снова залипаю в телефон, мне нужно перестать терять время!», — задумайтесь: «Какую потребность я пытаюсь удовлетворить этим поведением? Нужна ли мне смена фокуса? Лёгкая стимуляция? Отвлечение от неприятных мыслей?»
- Направленное действие: «Я чувствую лёгкое напряжение и хочу отвлечься. Вместо того чтобы листать ленту, я возьмусь за интересную книгу на 15 минут, сделаю лёгкую растяжку или позвоню другу, чтобы отвлечься более конструктивно». Вы признаёте потребность и предлагаете ей более полезный канал выражения.
Ситуация 3: Двигательная активность и потребность в комфорте
- Классический подход: Ребёнок катался по ковру во время занятия, мешая сверстникам. Воспитатель неоднократно просила его сидеть спокойно, но ребёнок не мог остановиться. Ситуация обострялась.
- Принцип «Направляющего поведения»: Мы приносили утяжелённую игрушку и говорили: «Наш дружелюбный пёсик хочет посидеть у тебя на коленях и послушать занятие вместе с тобой». Сенсорная поддержка в сочетании с идеей заботы о животном помогли ребёнку спокойно провести время.
Как это применить к себе (взрослому):
Возможно, вы в стрессовых ситуациях начинаете грызть ногти, нервно теребить волосы или беспокойно двигаться. Вместо того чтобы одёргивать себя: «Хватит! Это неприлично!», — спросите: «Какую потребность я пытаюсь удовлетворить этим движением? Снятие стресса? Разрядка энергии? Успокоение?»
- Направленное действие: «Я чувствую сильное напряжение. Вместо того чтобы грызть ногти, я возьму в руки антистрессовый мячик или попробую осознанно подышать, сфокусировавшись на выдохе. Или, возможно, мне стоит сделать короткую прогулку, чтобы дать выход этой энергии». Вы предоставляете себе безопасную и эффективную альтернативу.
Почему это работает?
Во всех этих историях поведение часто диктуется глубинной потребностью — сенсорной, эмоциональной, физической или когнитивной. Импульс удовлетворить эту потребность пересиливает знание о том, что поведение неприемлемо. Когда нам говорят «прекрати», мы оказываемся в конфликте: мы знаем, что делаем что-то не то, что расстраивает окружающих или нас самих, но не можем остановиться.
Переход от критики к направлению желаемого поведения — это не вседозволенность. Это проявление эмпатии и понимания. Это осознание, что люди (и дети, и взрослые) не пытаются намеренно причинить вред или вызвать дискомфорт. Они нуждаются в поддержке, инструментах и помощи в удовлетворении своих потребностей здоровым способом, а не в осуждении или наказании. Такой подход способствует развитию саморегуляции, учит осознанности и укрепляет отношения, делая их более открытыми и доверительными.
Применяйте принцип «направляющего поведения» в своей жизни — как по отношению к себе, так и во взаимодействии с окружающими. Возможно, вы обнаружите, что, фокусируясь на глубинном смысле поступков и предлагая конструктивные альтернативы, вы сможете достичь гораздо более значимых и устойчивых изменений. Если вы сталкиваетесь с серьёзными поведенческими или эмоциональными трудностями, которые существенно мешают вашей повседневной жизни, настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к квалифицированному психологу или психотерапевту.
