Что делать, если вас обижают? Создайте план безопасности

Получите практическое руководство, которое поможет распознавать тревожные сигналы и уверенно отстаивать своё достоинство в сложных социальных ситуациях

Готовность к «сюрпризам» позволяет смело стучаться в любую дверь.
Готовность к «сюрпризам» позволяет смело стучаться в любую дверь.

Иногда страх кажется увлекательной игрой — мы смотрим фильмы ужасов, рассказываем пугающие истории. Но в реальной жизни существует особый вид страха, который не заканчивается с финальными титрами. Он проявляется, когда вы сталкиваетесь с несправедливым отношением, чувствуете себя отверженным или становитесь объектом неприятных шуток. Эти ситуации, будь то колкое замечание в коридоре, игнорирование во время обеда или обсуждение вас в общем чате, — не выдумка. Они — реальные стрессоры, которые влияют на ваше настроение, сон, мотивацию и способность к обучению.

Как практикующий психолог, часто слышу похожие истории: человек мужественно переживает день, но едкое замечание выбивает его из колеи. Чувство обиды подавляется, чтобы «сохранить мир», но дома оно выливается в эмоциональное опустошение. Хорошая новость: то, что помогает справиться с фильмами ужасов, эффективно и в реальной жизни. Не оставайтесь наедине со страхом, знайте свои «выходы» и имейте под рукой нужные инструменты. В психологии мы называем это планом безопасности — простым, письменным руководством, которое можно использовать и репетировать до того, как произойдёт эмоциональный «прыжок».

Далее мы разберём на примере, как проявляются подобные ситуации, а затем предложим готовый план безопасности, который вы сможете адаптировать для себя, своего ребёнка или близких.

Представьте семиклассницу, назовём её Женей. В школе Неделя духа, повсюду оранжевый и чёрный цвета, утро начинается отлично. К третьему уроку звучит первая «безобидная шутка»: одноклассник повторяет мем, основанный на стереотипе. Женя смеётся в ответ. За обедом группа, с которой она обычно сидит, замолкает, когда Женя подходит; места быстро занимаются, и для неё почему-то не остаётся ни одного. После школы в групповом чате распространяется видео из TikTok с популярной «шуткой» о её внешности.

Ни один из этих моментов не является злодеем в маске из фильма. Но все вместе они делают то, что лучше всего умеет страх: сжимают грудь, учащают сердцебиение, сужают круг возможных действий. Женя чувствует себя маленькой, злой, а затем оцепенелой. К моменту сна мысли крутятся по кругу: «А что, если бы…».

Где же фонарик? Где тот друг, который скажет: «Ты не пойдёшь туда один»? В этом и заключается суть плана безопасности: сделать невидимое видимым и заменить оцепенение конкретными шагами.

Почему план безопасности работает?

План безопасности краток, конкретен и прост в применении; его можно сравнить с пожарной тревожной тренировкой. Когда он записан на бумаге (или в телефоне), мозгу не нужно изобретать стратегии совладания со стрессом под давлением; он просто следует карте. В случае социального стресса или ситуаций, когда вы чувствуете себя несправедливо обиженным, план должен помочь:

  • Назвать предупреждающие знаки, чтобы вы заметили: «Я чувствую себя перегруженным», прежде чем эмоции захлестнут вас полностью.
  • Определить безопасных людей и места, чтобы вы могли двигаться к поддержке, а не от неё.
  • Отрепетировать слова и навыки, которые регулируют эмоциональное состояние и защищают ваше достоинство.
  • Уточнить следующие шаги (включая информирование о происшествии), чтобы вред не был преуменьшен или нормализован.
  • Включить семейные ритуалы, которые восстанавливают чувство собственного достоинства, связь и спокойствие.

Представьте, что вы собираете сумку перед сложной поездкой: перекус, вода, заряженный телефон, друзья рядом. Как и в любой пугающей ситуации, подготовка помогает превратить страх в сосредоточенность.

Пример плана безопасности для преодоления стресса в сложных социальных ситуациях

Используйте этот план как отправную точку. Прочитайте его вместе с ребёнком или подростком, персонализируйте формулировки и отработайте его, как вы отрабатывали бы пожарную тревогу: спокойно, кратко и не один раз.

1. Предупреждающие знаки / Триггеры (Как я понимаю, что чувствую себя небезопасно или нахожусь в зоне риска)

  • Сжатие в животе, головная боль или желание спрятаться в своей комнате.
  • Слышать обидные замечания или шутки в свой адрес в школе/на работе.
  • Быть исключённым из группы сверстников/коллег в столовой или во время групповой работы.

2. Безопасные люди, к которым я могу обратиться (Взрослые и сверстники, которые могут помочь мне почувствовать себя в безопасности и получить поддержку)

  • Мама.
  • Тётя Таня.
  • Светлана Ивановна (школьный психолог/коллега, которому доверяю).
  • Мой лучший друг Антон.

3. Поддерживающие мысли / Утверждения (Слова, которые я могу сказать себе, чтобы почувствовать себя сильным и спокойным)

  • «Их слова меня не определяют».
  • «Я горжусь тем, кто я есть».
  • «Мне здесь место».
  • «Я не могу контролировать то, что они говорят, но я могу контролировать свою реакцию».

4. Навыки совладания со стрессом, которые я могу использовать (Стратегии для успокоения или заземления)

  • Глубокое дыхание (три медленных вдоха, три выдоха).
  • Сжимать антистрессовый мячик в кармане.
  • Слушать музыку перед школой/работой.
  • Вести дневник или рисовать, когда прихожу домой.

5. Шаги, которые я могу предпринять в данный момент

  • Спросить человека, что он имел в виду под своим комментарием.
  • Уйти и найти безопасного человека.
  • Использовать одно поддерживающее утверждение про себя или вслух.
  • Написать/позвонить маме, если чувствую себя подавленным.
  • Сообщить о происшествии Светлане Ивановне.

6. Поддержка семьи и близких

  • Мама будет связываться со мной после школы/работы ежедневно.
  • Мама свяжется со школой/руководством, если это необходимо, особенно если инциденты повторятся.
  • Вместе мы будем слушать музыку или готовить ужин, чтобы восстановить спокойствие после трудных дней.
  • Моя семья будет напоминать мне о моих сильных сторонах и уникальности каждое утро перед школой или работой.

7. Экстренный план (Если я чувствую себя небезопасно или в опасности)

  • Немедленно позвонить в службу спасения (112) или доверенному взрослому.
  • Пойти в общественное место, где есть взрослые, которым я доверяю.
  • Немедленно связаться с мамой.

Как сделать план действенным?

Держите его коротким и на виду. Одна страница, распечатанная и сложенная в ежедневник, плюс фото, сохранённое в телефоне. Если вашему ребёнку нравится виджет на экране блокировки, позвольте ему выбрать его (автономия, или выбор, имеет значение).

Практикуйте без лишнего драматизма. Две минуты за завтраком: «Давайте сделаем упражнение на три вдоха». По дороге в школу: «Если за обедом станет не по себе, к какому безопасному человеку ты сможешь обратиться в первую очередь?» Сохраняйте лёгкость; вы формируете мышечную память, а не репетируете катастрофу.

Привлеките союзников в школе/на работе. Поделитесь планом с психологом, учителем, тренером или коллегой, которому доверяет ваш ребёнок/вы. Согласуйте сигнал («Можно мне выйти?») для быстрого выхода из ситуации до её обострения.

Ежедневно восстанавливайте чувство собственного достоинства. Страх нас сжимает; чувство собственного достоинства расширяет. Противодействуйте ежедневным «микропорезам» ежедневным «микроисцелением»: аффирмацией у двери, плейлистом в дороге, пятиминутной проверкой «побед и тревог» после школы или работы, семейным ритуалом, который говорит: «Тебя любят, тебя видят, ты ценен».

Сообщайте и документируйте. Планы безопасности не заменяют ответственности. Если происходит травля, дискриминация или словесные оскорбления, документируйте даты, время и имена; уведомляйте ответственных сотрудников и следуйте процедурам сообщения о происшествиях.

Для родителей, опекунов и специалистов: ваша роль — поддержка

Дети перенимают эмоциональное состояние взрослых. Когда мы регулируем своё состояние, они тоже учатся регулировать своё. Назовите свои чувства («Я злюсь, что это произошло, и я здесь с вами»), продемонстрируйте свои способы совладания со стрессом (вдох, глоток воды, пауза) и сосредоточьтесь на безопасности, чувстве собственного достоинства и следующих шагах. При необходимости обратитесь к компетентному специалисту для адаптации плана и отработки навыков на сессиях.

Конечно, неприятные ситуации не исчезнут сами собой. Но с навыками, поддержкой и системами, защищающими право детей и взрослых на жизнь без страха, вы можете многое изменить. План безопасности не решит всех проблем, но он «включает свет»: Вы не одиноки. У вас есть выбор. У вас есть путь.

Используйте это время, чтобы не носить маски, скрывающие боль, и вместо этого дайте себе и своим детям план, который позволит уверенно идти по жизни, чувствуя себя в безопасности, с чувством собственного достоинства и подготовленно.

Metanaut.ru

, , ,