Как помочь студенту пережить кризис в учёбе?

Родителям на заметку: как поддержать, не контролируя, наладить режим и напомнить о будущем, а не только об оценках

Студенческий стресс: когда груз знаний становится слишком тяжелым для юной головы.
Студенческий стресс: когда груз знаний становится слишком тяжелым для юной головы.

Студенческие годы — время открытий, новых знакомств и… стресса. Особенно тяжело приходится первокурсникам, только оторвавшимся от родительского дома. Кажется, полная свобода — делай что хочешь! А на деле — гора домашки, жизнь в общежитии, да и друзья не всегда оказываются настоящими. И вот уже вчерашний отличник избегает учебы, проводя все больше времени в соцсетях. Что делать родителям, когда любимое чадо за тысячи километров и нуждается в поддержке? Вот несколько действенных советов.

1. Принимайте чувства, а не решайте проблемы.

Часто в середине семестра студенты чувствуют себя подавленными, но им не нужны готовые решения. Нам, родителям, трудно с этим смириться — ведь хочется все исправить и избавить ребенка от страданий. Но не стоит торопиться! Скорее всего, он и сам знает, что делать, но просто не может себя заставить. Не подменяйте его опыт преодоления трудностей. Помните поговорку: «Дайте человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научите его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь»? Здесь то же самое.

Вместо советов и нотаций просто признайте, что ему сейчас непросто. Не соглашайтесь с его пессимизмом, но покажите, что понимаете его чувства. Слушайте с намерением понять, а не найти выход. Искреннее участие, сочувствие и принятие — это мощная поддержка.

Если сын или дочь открыты к помощи, стоит подумать о консультации с психологом, специализирующимся на проблемах студентов. Профессионал поможет им разобраться в ситуации и найти собственные решения.

2. Наладьте режим дня.

Когда речь заходит о распорядке, лучше всего начать с вопроса: «Как выглядит твой день и что можно изменить, чтобы стало легче?». Важно и самим быть примером. Вместо случайных звонков и сообщений попробуйте установить регулярное время для общения — например, каждый вечер в 20:00. Это поможет ребенку планировать день и принимать решения, исходя из графика, а не сиюминутных эмоций.

Если ребенок просит совета, предложите распланировать каждый час. Это не значит вставать в пять утра и зубрить. Важно осознанно распределять время на учебу (например, 90 минут на эссе), отдых (час на прогулку с друзьями) и хобби. Речь не о превращении в аскета. Цель — планировать все важные дела и находить для них время.

3. Запланируйте визит.

Даже если вы планировали приехать позже, упомяните о скорой поездке, как о чем-то само собой разумеющемся. Не как о спасательной операции, а как о простой встрече. Это даст ребенку точку опоры, к которой он будет стремиться. Без таких «маяков» семестр может показаться бесконечным.

Небольшой визит на выходные — отличная возможность сменить обстановку, поесть домашней еды, отдохнуть от вечеринок и провести время с семьей. Можно даже запланировать встречу с психологом, если у него есть время в выходные, чтобы обсудить ситуацию и порадоваться успехам.

4. Говорите о будущем.

Не зацикливайтесь только на текущих проблемах. Важно переключать внимание ребенка на что-то позитивное и перспективное. Конечно, не стоит игнорировать трудности, но когда обсуждение превращается в бесконечное перемалывание негатива, это только усугубляет ситуацию.

Направьте его внимание на предстоящие планы. Если у вас запланирована поездка на зимние каникулы, предложите ребенку помочь в ее организации. Пусть его мозг займется чем-то, кроме учебы, хотя бы на несколько минут во время каждого звонка. Обсудите планы на лето, будущую практику или возможности участия в интересных проектах.

5. Советуйте только, когда просят.

Не нужно давить советами и решениями. Но если ребенок действительно просит о помощи (не задает риторические вопросы), тогда можно предложить свою поддержку.

Как отличить риторический вопрос от реальной просьбы? Риторические вопросы — это завуалированные заявления: «Как я должен успеть всю эту дурацкую работу? У профессора никогда нет приемных часов, и никто не помогает». На самом деле человек просто не хочет или не мотивирован делать эту работу. Настоящий вопрос звучит иначе: «Я думаю бросить этот курс. Какие у меня есть варианты и что мне делать?»

Середина семестра — самое сложное время. До финиша еще далеко, а стартовый энтузиазм уже иссяк. С правильной поддержкой и структурой студент обязательно справится и выйдет из семестра не только с зачетными единицами, но и с ценным опытом. Поверьте в него, и он поверит в себя!

Metanaut.ru

, , ,