Научите ребёнка спокойно реагировать на травлю из-за одежды

Подскажите, как с помощью ролевой игры подросток сможет обезоружить обидчиков, превращая их выпады в фундамент своей внутренней силы

Спокойствие во взгляде: внутренняя уверенность — лучшая защита от травли.
Спокойствие во взгляде: внутренняя уверенность — лучшая защита от травли.

Буллинг — это болезненная реальность, с которой сталкиваются многие дети и подростки. Нередко причиной насмешек становятся совершенно безобидные вещи, например, одежда, отличающаяся от принятой в их кругу. Истории, подобные той, что произошла с одиннадцатилетней девочкой, над которой насмехались из-за простой одежды из обычных магазинов, к сожалению, не редкость. Девочка переживала настолько сильный стресс, что у неё начались частые головные и желудочные боли, вынуждавшие её регулярно обращаться к школьному медработнику.

Естественная реакция родителей в таких случаях — обратиться к администрации школы или даже попытаться обновить гардероб ребёнка. И хотя школьные меры поддержки важны, они не всегда способны решить проблему в корне. Нередко даже после вмешательства взрослых или появления у ребёнка новой одежды насмешки не прекращаются, а лишь меняют свой объект.

Спустя десятилетия активной борьбы со школьным буллингом мы всё ещё сталкиваемся с тем, что взрослые не всегда понимают истинную природу травли. Распространено мнение, что дети расстраиваются из-за насмешек. Однако часто бывает наоборот: над ними насмехаются потому, что они расстраиваются. Эмоциональная реакция жертвы становится для агрессора «наградой», подтверждением его власти и силы, а также стимулом продолжать травлю.

Изменение гардероба ребёнка — это лишь временное решение, которое не учит его справляться с давлением. Гораздо важнее вооружить ребёнка внутренними инструментами. Они помогут ему сохранять спокойствие и уверенность, лишая агрессоров их главной «награды» — эмоционального отклика. Мы предлагаем вам освоить и научить ребёнка простой, но мощной технике — ролевой игре, которая моделирует поведение в стрессовых ситуациях.

Подготовка к ролевой игре: объясняем принцип

Начните с разговора с ребёнком, чтобы понять его чувства и объяснить суть метода.

  • Вы: Что вам говорят дети?
  • Ребёнок: Они говорят, что моя одежда старомодная/дешёвая.
  • Вы: Это вас расстраивает?
  • Ребёнок: Да.
  • Вы: Часто ли это происходит?
  • Ребёнок: Да, они говорят это каждый день.
  • Вы: Вы хотите, чтобы они перестали?
  • Ребёнок: Да.
  • Вы: Я научу вас, почему над вашей одеждой насмехаются и как это остановить. Мы сыграем в игру. Ваша задача — оскорбить мою одежду, а моя — заставить вас прекратить. Но не дайте мне остановить вас, иначе я выиграю, а вы проиграете.

Шаг 1: Демонстрация «неэффективного» ответа

Позвольте ребёнку «побуллить» вас, а вы сами демонстрируйте эмоциональную, защитную реакцию. Цель — показать, что такая реакция только подпитывает агрессию.

  • Ребёнок: Ваша одежда такая старомодная!
  • Вы: Нет, это неправда!
  • Ребёнок: Да, правда! Не могу поверить, что вы это надели! Моя мама так одевалась в 70-х!
  • Вы: Перестаньте! Нет ничего плохого в том, как я одеваюсь!
  • Ребёнок: Ха-ха! Вы что, слепы? Вы вообще смотрели в зеркало, выходя из дома?
  • Вы: Да, смотрел(а)! Ничего плохого в моей одежде нет!
  • Ребёнок: Вы шутите? Вот почему у вас нет друзей!
  • Вы: Это неправда! У меня много друзей!
  • Ребёнок: Да, все неудачники!
  • Вы: Прекратите! Оставьте меня в покое!

Пусть ребёнок насладится «победой» и почувствует, что вы «сдались». После этого продолжите беседу, подчёркивая неэффективность такого поведения.

  • Вы: Моё поведение заставило вас перестать смеяться над моей одеждой?
  • Ребёнок: Нет.
  • Вы: Это было весело?
  • Ребёнок: Да.
  • Вы: Вы могли бы уважать меня за то, как я себя вёл(а)?
  • Ребёнок: Нет.
  • Вы: Захотели бы вы быть моим другом, если бы я так отвечал(а)?
  • Ребёнок: Нет.
  • Вы: Конечно, нет! Я злился(ась) на вас и выглядел(а) неубедительно.

Шаг 2: Введение техники «противоположного комплимента»

Теперь продемонстрируйте, как работает техника, которая лишает агрессора эмоциональной подпитки. Снова позвольте ребёнку вас оскорбить, но отвечайте спокойно, уверенно и даже с юмором, превращая «атаку» в «комплимент» агрессору.

  • Вы: А теперь давайте сделаем это снова. Оскорбляйте мою одежду и не дайте мне остановить вас.
  • Ребёнок: Ваша одежда такая старомодная!
  • Вы: У вас всегда такие стильные вещи!
  • Ребёнок: Спасибо! Но у вас — нет!
  • Вы: Да, это так. Зато у вас — да! Это одна из причин, почему вы так популярны.
  • Ребёнок: Это точно! И вам тоже стоит одеваться круто!
  • Вы: Спасибо за совет! Но почему-то мне нравится старомодное.
  • Ребёнок: Это странно!
  • Вы: Наверное, да. Таков(а) я.

Вы увидите, что при таком подходе у ребёнка быстро закончатся оскорбления. Разговор может даже перейти в нейтральное, а иногда и в приятное русло. Затем обсудите с ребёнком результаты.

  • Вы: В этом случае вы хотели продолжать оскорблять мою одежду?
  • Ребёнок: Нет.
  • Вы: Было ли вам весело оскорблять меня?
  • Ребёнок: Нет.
  • Вы: Вы могли бы уважать меня больше в этом случае?
  • Ребёнок: Да.
  • Вы: Вы могли бы представить, что стали бы моим другом, даже если я ношу старомодную одежду?
  • Ребёнок: Да.
  • Вы: Правильно. Хотя моя одежда и старомодна, вы меня больше уважаете, потому что я не выгляжу растерянно. И я вам больше нравлюсь, потому что мои комплименты заставляют вас чувствовать себя хорошо. Понимаете, дети над вами смеются не из-за вашей одежды. Они делают это, потому что вы расстраиваетесь, когда они над вами смеются. Поэтому перестаньте расстраиваться и будьте к ним доброжелательны в ответ. Вы увидите, что им станет неинтересно вас оскорблять, и они перестанут это делать через некоторое время. Они даже могут стать дружелюбными. Попробуйте так отвечать пару дней и расскажите мне, как это работает.

Другие варианты ответов для разных ситуаций

Используйте эти шаблоны, чтобы отточить реакцию ребёнка:

  • Агрессор: Твои родители такие бедные, что покупают тебе одежду в дешёвых магазинах.
  • Вы (ребёнок): Как же вам повезло, что вы можете позволить себе одеваться в модных бутиках!

  • Агрессор: Ты выглядишь так, будто достали одежду из мусорного бака!

  • Вы (ребёнок): Никто бы никогда не подумал такого о вас!

Можно также добавить юмора, усилив их оскорбление:

  • Агрессор: Твоя одежда совершенно не в моде!
  • Вы (ребёнок): Если вы думаете, что я сейчас не в моде, подождите, что будет в следующем году!

Обучение ребёнка этим простым, но эффективным методам поможет ему выработать внутреннюю устойчивость к травле, повысить самооценку и изменить динамику отношений со сверстниками. Буллинг теряет свою силу, когда жертва перестаёт быть «наградой» для агрессора. Помните, что последовательная практика и ваша поддержка — ключ к успеху. Если ситуация кажется слишком сложной или травля носит системный характер, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу или другому специалисту.

Metanaut.ru

, , ,