Почему мы прячем голову в песок: психология избегания информации

Как мозг выбирает комфортное «неведение», чтобы оградиться от дискомфорта, влияя на самооценку и ваши жизненные решения

Опущенная голова страуса: как мы избегаем информации ради мнимой безопасности.
Опущенная голова страуса: как мы избегаем информации ради мнимой безопасности.

Мы привыкли думать, что страусы, завидев опасность, прячут голову в песок, полагая, что если они не видят угрозу, то её будто бы и нет. Эта забавная метафора давно развенчана: страусы так не делают. Ирония, однако, заключается в том, что очень часто именно так поступаем мы, люди.

Вероятно, вы сможете вспомнить ситуации, когда сознательно выбирали «не знать» чего-либо. Возможно, вы откладывали проверку банковского баланса после бурных выходных или игнорировали навязчивые подозрения относительно неверности партнёра. Многие из нас быстро пролистывают тревожные заголовки о войнах или изменениях климата, предпочитая не углубляться в эти темы.

Такое отношение — «чем меньше знаю, тем лучше» — широко распространено среди взрослых. Но откуда оно берется? Ведь дети, напротив, славятся своей неуёмной любознательностью: они постоянно задают вопросы и стремятся узнать всё больше. Когда же происходит этот переход от безграничной детской любознательности к избирательному избеганию информации, характерному для взрослых? И что особенно важно — почему?

Именно на эти вопросы стремилось ответить исследование «Превращаясь в страуса» (Becoming an Ostrich), опубликованное в журнале Psychological Science в июне 2024 года. Работу возглавила Радхика Сантханагопалан, исследователь из Чикагского университета. Давайте разберёмся в её выводах.

Сантханагопалан отмечает, что взрослые склонны избегать информации во многих важных сферах жизни. Это кажется нелогичным, если вспомнить детей, демонстрирующих высокий уровень любопытства и стремления к познанию.

В контексте исследования 2024 года, информационное избегание — это активное решение человека отвернуться от информации, которая доступна, бесплатна и, что самое главное, очень актуальна для него. Чтобы проследить корни этой тенденции прятать голову в песок, Сантханагопалан и её соавторы изучили детей в возрасте от 5 до 10 лет. Участников помещали в специальные сценарии, где они могли либо искать, либо избегать информацию.

Результаты показали очень чёткий сдвиг в развитии.

Младшие дети, как и ожидалось, были невероятно любознательны, даже если это впоследствии приводило к эгоистичным выборам. Например, в одном эксперименте детям давали возможность узнать, какую сумму получит партнёр по игре в распределение. То есть, младшие дети не только активно хотели знать информацию о своём партнёре, но и часто всё равно выбирали вариант, выгодный для них самих.

Старшие дети, напротив, играли в этих экспериментах совсем иначе. Они всё чаще предпочитали не смотреть на сумму, которую получал партнёр, но при этом всё равно делали эгоистичный выбор.

Объясняя это интригующее наблюдение, Сантханагопалан отметила: «По мере взросления дети всё больше беспокоятся о справедливости — или, по крайней мере, о том, чтобы казаться справедливыми». Она добавила: «Моральное „пространство для манёвра“ — это стратегия, позволяющая разрешить это напряжение; избегая информации о выигрыше партнёра, они могут поддерживать иллюзию справедливости».

Почему «неведение» кажется безопасным (но таковым не является)

Почему дети, а затем и взрослые, выбирают незнание, когда информация доступна? На первый взгляд можно предположить, что мы просто перерастаем свою детскую любознательность с возрастом. Однако, скорее всего, эта естественная любознательность всё ещё живёт в нас. По мере взросления мы осознаём, что эту любознательность необходимо соотносить с новыми для нас ценностями.

Исследование 2024 года выделяет три основные мотивации:

  1. Защита от негативных эмоций. И дети, и тем более взрослые будут делать всё возможное, чтобы избежать информации, если подозревают, что она заставит их чувствовать себя плохо. Третий эксперимент Сантханагопалан показал, что даже маленькие, любопытные дети избегали определённой информации, если их специально поощряли «защищать свои эмоции».
  2. Сохранение позитивного самообраза. Людям гораздо легче поддерживать внутреннее ощущение симпатии, справедливости или компетентности, если они избегают неудобной правды. Этот результат наблюдался во втором эксперименте: старшие дети в этом исследовании всё ещё хотели видеть себя справедливыми (и быть таковыми в глазах других), при этом продолжая действовать эгоистично.
  3. Действия в собственных интересах. Информационное избегание значительно облегчает действия в собственных интересах без чувства вины. Сантханагопалан отмечает, что взрослые поступают подобным образом постоянно. Например, потребители предпочитают не читать об этических практиках своих любимых брендов. Компании же регулярно закрывают глаза на воздействие, которое их цепочки поставок могут оказывать на окружающую среду. Как заключает исследователь: «Все эти случаи позволяют нам носить защитную вуаль неведения, продолжая при этом действовать в наших собственных интересах».

С такой точки зрения избегание может показаться безобидным; можно даже сказать, адаптивным. И взрослые, и дети могут оградить себя от дискомфорта, который они предпочитают избегать. Это также может в некотором роде помочь им справляться со значительной частью жизненной неопределённости. Но со временем эти маленькие акты «неведения» накапливаются.

Пропуск медицинского обследования, результатов которого вы боитесь, временно успокоит ваш дискомфорт, но может иметь серьёзные последствия для здоровья в будущем. Игнорирование тревожных сигналов или избегание сложных разговоров в личной жизни может предотвратить конфликт в краткосрочной перспективе, но, скорее всего, оставит вас в неудовлетворительных (или даже вредных) отношениях.

То, о чём мы часто забываем, избегая информации, заключается в следующем: ничего не меняется, если ничего не менять. Как мы можем надеяться на улучшение, если постоянно закрываем глаза на то, что нас пугает?

Как отмечает Сантханагопалан, «раннее избегание в детстве может заложить основу для более широких социальных проблем». Она поясняет: «Постоянно избегая противоположных точек зрения (почти приучая себя отворачиваться), мы формируем привычки избегания, которые со временем могут закрепиться в виде идеологической ригидности».

Неудивительно, что Сантханагопалан называет это «парадоксом развития»: мы начинаем жизнь как любознательные исследователи, жаждущие впитать знания. Однако где-то на этом пути мы учимся прятать голову в песок. И каким бы блаженным ни казалось это песчаное забвение, оно, тем не менее, способно формировать наши выборы и углублять слепые зоны, определяющие ход нашей жизни.

Если вы замечаете, что информационное избегание значительно влияет на ваше благополучие или мешает принимать важные решения, рекомендуем обратиться за поддержкой к специалисту — психологу, психотерапевту или психиатру.

Metanaut.ru

, , ,