Как подготовить ребенка к врачу без слез и травм: советы
Пошаговый план, как снизить детский стресс от процедур и заложить основу доверия к своему организму
Медицинские процедуры, даже рутинные, могут стать источником серьёзного стресса для ребёнка. Дело не только в боли или дискомфорте, но и в том, как ребёнок воспринимает происходящее. Ограниченное понимание ситуации и чувство беспомощности часто приводят к формированию искажённых представлений о собственном теле, врачах и даже о себе. К счастью, родители способны значительно снизить этот стресс и предотвратить формирование негативного опыта.
Задача взрослых — создать поддерживающую среду, в которой ребёнок чувствует себя понятым и защищённым. Это поможет ему не только легче пережить процедуру, но и сформировать здоровое отношение к своему телу и медицине в целом. Предлагаем несколько ключевых шагов, которые помогут вам в этом.
Прежде всего, выясните, что чувствует ваш ребёнок по поводу предстоящей процедуры. На этом этапе ваша задача — слушать, а не исправлять или утешать. Постарайтесь уловить все нюансы его переживаний. Например, страх может быть не общим, а связанным с чем-то конкретным: незнакомыми людьми в белых халатах, уколами, разлукой с вами, проблемой с его телом. Чем больше деталей вы узнаете, тем точнее сможете отреагировать.
Полезно спросить, что ребёнок представляет себе во время процедуры, а также что, по его мнению, происходит с его телом. Ваша цель сейчас — не опровергнуть эти фантазии фактами. Это вы сделаете позже, после того как уделите внимание эмоциям. На данном этапе важно понять, какие чувства лежат в основе этих представлений.
Затем помогите ребёнку назвать его чувства. Это помогает ему осознавать и лучше управлять своими эмоциями. Если ребёнок ещё слишком мал, чтобы самостоятельно выразить свои чувства, вам придётся озвучить их за него. Используйте свою интуицию, озвучивая возможные переживания: растерянность, страх, беспомощность. Оптимально проводить такие беседы несколько раз: за недели, а особенно за дни до назначенной даты.
2. Объясняйте факты: о процедуре и о враче
О самой процедуре. Убедитесь, что вы сами полностью понимаете суть процедуры и проблему, с которой столкнулось тело вашего ребёнка. Затем поощряйте вопросы и отвечайте на них, учитывая возраст ребёнка. Не давайте информацию, о которой он не спрашивал. Пусть ребёнок сам направляет разговор, задавая столько вопросов, сколько ему нужно. Цель — предоставить информацию, не перегружая его ни интеллектуально, ни эмоционально. Дети часто начинают задавать больше вопросов по мере приближения даты процедуры.
Чем младше ребёнок, тем меньше его будут интересовать чистые факты. Его вопросы, как правило, содержат эмоциональную подоплёку. Например, шестилетний ребёнок, спрашивающий, как действует наркоз, скорее всего, просто хочет услышать заверение, что вы (или доверенный врач) будете рядом и позаботитесь о нём, пока он будет «спать». Независимо от возраста, детям важно знать, что с их телом нет ничего такого, что родители и врачи не смогли бы исправить. Им нужно услышать, что вы и врач держите ситуацию под контролем, чтобы им не о чем было беспокоиться.
Детям старшего возраста (примерно с девяти лет) необходимо более чёткое объяснение того, что происходит внутри их тела и почему требуется медицинское вмешательство. Не стоит ожидать, что врачи объяснят это в доступной для ребёнка форме. Вам предстоит описать процедуру в доступных для него терминах. Рисунки также могут помочь детям визуализировать происходящее внутри их тела.
О враче. Крайне важно, чтобы вы доверяли врачу и транслировали это доверие ребёнку. Вы можете признать страх ребёнка перед врачом, но при этом добавить, что сами не испытываете страха. Вы можете сказать: «Я знаю, ты боишься врача, потому что плохо его знаешь. Но я его хорошо знаю и вижу, как он помогает многим детям, включая тебя. Возможно, если бы ты знал его так же, как я, ты бы не так сильно боялся. Но помни, что я не испытываю страха, и, возможно, это поможет тебе почувствовать себя спокойнее».
3. После процедуры: обсуждение и закрепление позитивного опыта
Сразу после процедуры обсудите произошедшее и то, как ребёнок пережил этот опыт. (Примечание: в зависимости от возраста ребёнок может самостоятельно проанализировать процедуру, но для детей младше пяти лет вам, скорее всего, придётся помочь ему в этом, озвучивая его возможные переживания).
Начните с эмоций: * Как ребёнок чувствовал себя сразу после процедуры? * Как он чувствует себя сейчас? * Были ли для него какие-то неожиданности? * Что он чувствует по поводу своего тела? * Есть ли у него какие-либо страхи или неопределённость?
Обсудите, как ребёнок справился со всем этим, сосредоточившись на его сильных сторонах: * Насколько хорошо он перенёс процедуру и восстановление? * Как он управлял своими чувствами? * Какие сильные стороны он использовал или обнаружил? * Что удивило его в том, как он себя вёл? * Чем он гордится?
После того как ребёнок высказался, подтвердите и дополните те сильные стороны, которые вы заметили в нём.
Затем перейдите к самой процедуре, начав с опыта ребёнка: * Как, по мнению ребёнка, прошла процедура? (Пока не исправляйте, просто слушайте!) * Какие части прошли хорошо, а какие были трудными?
А затем обсудите факты процедуры: * Поделитесь тем, что вы узнали о процедуре и её результатах от врачей. * Какая информация, если таковая имеется, ещё ожидается от врачей? * Какие трудности могут возникнуть в дальнейшем? * Спросите, какие вопросы у ребёнка ещё остались.
Такое обсуждение не только помогает ребёнку высказать свои чувства, но и закрепляет факты, создавая точные представления о произошедшем, основанные на его сильных сторонах и успехах. Вам потребуется возвращаться к этим разговорам через несколько дней, затем через одну-две недели, потом через один-два месяца и так далее. Каждый раз разговор, скорее всего, будет короче, но он будет закреплять позитивные и точные представления.
Всё это может показаться объёмной работой, и это действительно так. Однако, говоря о процедуре, чувствах ребёнка и том, что на самом деле происходит с его телом, вы не только предотвращаете травматизацию, но и помогаете ему выстроить здоровые отношения со своим телом на протяжении всей жизни. Если вы чувствуете, что переживания ребёнка или ваши собственные слишком интенсивны, и вам сложно справиться самостоятельно, обратитесь за помощью к детскому психологу или психотерапевту. Специалист поможет вам и вашему ребёнку пройти через этот непростой период, обеспечив необходимую поддержку.
