Психология благодарности: цените то, чего не случилось
Исследуйте, как размышления об избегнутых опасностях и дарах снисхождения открывают путь к подлинному ощущению полноты жизни
Во время пандемии моя семья наткнулась на невероятно выгодное предложение: цены на круизные лайнеры значительно упали. Мы с радостью забронировали места, предвкушая чудесное путешествие.
Приключение, однако, оказалось не совсем таким, как мы ожидали.
Во время круиза один из гребных винтов лайнера вышел из строя. К счастью, корабль всё ещё мог двигаться, но значительно медленнее. Несколько запланированных портовых заходов пришлось отменить. Некоторые пассажиры были в ярости, воздух буквально звенел от возмущённых жалоб об испорченном отпуске.
Моя семья была разочарована, но не разгневана. И дело не в том, что мы святые — отнюдь. Краткая предыстория поможет объяснить нашу сравнительно сдержанную реакцию.
Дело в том, что мы чуть было не опоздали на корабль. Во время трёхчасовой поездки до порта на арендованной машине у нас спустило колесо. К нашему ужасу, запаски в машине не оказалось.
Когда мы наконец нашли помощь, я помчался в порт, пока моя жена по телефону умоляла команду корабля подождать нас. Мы успели — буквально в последний момент, когда ворота уже закрывались.
Этот опыт, когда всё висело на волоске, изменил наше восприятие. Весь остаток путешествия мы просто были благодарны за то, что вообще оказались на корабле. Пропустить пару портов? Это казалось мелочью по сравнению с тем, что мы могли бы пропустить весь круиз.
Как исследователь благодарности, я многое узнал из научной литературы о том, как её развивать. Но я также часто вспоминаю тот круиз, потому что он преподал мне важный урок, изменивший моё представление о благодарности.
Мы часто благодарим людей за то, что они сделали. И когда мы испытываем благодарность, это обычно происходит за хорошие вещи, которые случились в нашей жизни.
Но можно ли быть благодарным за то, чего на самом деле не произошло? Можно ли поблагодарить других за что-то, чего они не сделали?
Да, и да.
Философы используют термин «контрфактические утверждения» для обозначения воображаемых альтернатив реальным событиям — сценариев, которые могли бы произойти, но не произошли.
Контрфактическое мышление заставляет наш разум размышлять в стиле «что, если бы…». Что, если бы я никогда не встретил своего спутника жизни — как бы изменилась моя жизнь? Что, если бы я учился усерднее перед экзаменом — получил бы я лучшую оценку? Что, если бы я не потерял самообладание во время спора с близким другом? Список можно продолжать.
Способность мыслить в режиме «что, если бы» может быть одной из уникальных и творческих особенностей человеческого разума. Эта способность даёт нам возможность учиться на своих ошибках, помогая совершенствоваться через размышления о том, что мы могли бы сделать по-другому.
Такое мышление может также нанести вред, если оно приводит к навязчивым сожалениям — постоянному прокручиванию в уме того, что могло бы быть лучше и что мы могли бы сделать по-другому.
Но если вы склонны к «что, если бы» мышлению, я предполагаю, что вы, вероятно, обладаете скрытой суперсилой, которая даёт вам потенциал для глубокой благодарности.
Чтобы понять, как это работает, позвольте мне представить вам то, что я называю благотворными отсутствиями — тихие дары в нашей жизни, которые проистекают из сдержанности, бездействия и избегнутой беды. Это то, чего на самом деле не произошло, и вы рады, что это так.
Давайте рассмотрим три типа благотворных отсутствий и то, как размышления о них увеличивают вашу способность жить с благодарностью.
1. Могло быть и хуже! (МБИК!)
Первый тип связан с нисходящими контрфактическими утверждениями. Когда вы включаете нисходящее контрфактическое мышление, вы сравниваете свою текущую ситуацию с более худшим сценарием, который не произошёл.
Термин «нисходящее контрфактическое мышление» звучит слишком академично, поэтому я придумал более интуитивное название для этой идеи — «Могло быть и хуже!» или, сокращённо, МБИК!
Исследования подтверждают, что мышление в стиле МБИК! может быть полезным. Одно исследование показало, что участники, которые занимались МБИК-мышлением, сообщали о большей благодарности.
В другом исследовании мы с коллегами случайным образом попросили участников описать одно из самых ярких счастливых переживаний в их жизни, одно из самых ярких переживаний благодарности или недавний опыт благодарности. Различия оказались довольно заметными. Около 9% участников из группы «интенсивная благодарность» упоминали избегание плохого исхода (МБИК-мышление), в то время как в группе «недавняя благодарность» таких было 6%. При этом менее 1% участников группы «интенсивное счастье» затрагивали эту тему.
Таким образом, способность к МБИК-мышлению может быть связана с благодарностью таким образом, что это отличает её от других позитивных эмоций.
Вы можете попробовать немного попрактиковаться в МБИК-мышлении каждый день — подумайте об автомобильных авариях, которых вы никогда не пережили, о болезни, которая могла быть намного серьёзнее, или о дожде, которого не было во время важного мероприятия на открытом воздухе, например, вашей свадьбы.
2. Дар снисхождения: невысказанная критика или неприменённое наказание
Мы привыкли благодарить людей за то, что они делают. Но не упускаем ли мы из виду то, от чего они воздерживаются?
Здесь я имею в виду те случаи, когда другие проявляют к вам снисхождение, воздерживаясь от критики или дисциплинарных мер, которых вы, возможно, заслуживали. Родитель, который придержал язык, вместо того чтобы критиковать. Партнёр или друг, который воздержался от осуждения, когда вы вели себя не лучшим образом.
В одном исследовании сотрудники, которые осознавали, что их руководители проявили снисхождение, применив менее строгое наказание за ненадлежащее поведение на рабочем месте, испытывали к ним большую благодарность. Однако это происходило только в том случае, если они воспринимали снисходительность руководителей как проявление доброты, а не как результат особых отношений.
В чём вывод? Здоровая доля смирения делает благодарность возможной. Это означает признание того, что вы заслуживали этой критики или наказания, и что кто-то проявил доброту, решив воздержаться от них.
3. Когда «не помогать» — это лучшая помощь
Мы быстро благодарим других за их помощь и советы. Но, что менее интуитивно, мы также можем быть благодарны другим за помощь и советы, которые они не предоставили.
Почему? Потому что иногда самое доброе — это сдержаться.
Философ Стефан Риденер предложил новую идею о том, что благодарность — это ответ на проявленное положительное моральное отношение. В некоторых случаях это может включать отказ от патерналистского акта ради уважения вашей автономии.
Получение помощи и советов, как правило, является благом. Во многих ситуациях это действительно полезно.
Но бывают случаи, когда предоставление помощи и советов ставит под угрозу чью-то автономию. Признание этого может сделать нас благодарными людям в нашей жизни, которые мудро воздержались от советов и помощи, в которых мы не нуждались.
Вспомните, когда члены вашей семьи доверяли вам принятие важных жизненных решений, не вмешиваясь с непрошеными советами. Или, возможно, ваш руководитель однажды позволил вам полностью взять на себя ответственность за проект, не предлагая ненужной помощи или советов.
Всё это возможности быть благодарными окружающим нас людям — особенно когда мы осознаём, что легко давать советы и помощь, но нужна мудрость, чтобы промолчать.
Применяем на практике
Хотите развить свою «мышцу» благодарности? Размышление о благотворных отсутствиях — невидимых благах в вашей жизни — один из способов сделать это.
Спросите себя:
- Что вы воспринимали как должное, что могло легко пойти не так — но не пошло?
- Когда вы чудом избежали очень плохого исхода?
- Кто проявил к вам снисхождение, воздержавшись от осуждения или наказания, когда вы этого заслуживали?
- Кто почтил вашу автономию, не давая вам ненужной помощи или советов?
В конечном итоге, благодарность — это не только то, что видно и сказано, но и проглоченная критика, советы, от которых люди воздержались, и катастрофы, которых мы чудом избежали.
